В финале герои оперы «Бургомистр из Саардама» благополучно эмигрируют в Россию. Фото Джанфранко Рота предоставлено пресс-службой фестиваля
Фестиваль «Donizetti Opera» – отличный повод отправиться в небольшой город Бергамо недалеко от Милана, прогуляться по средневековому Citta Alta, обнаружить творения Лоренцо Лотто и Превитали в Citta Bassa и, конечно, насладиться творениями гения бельканто.
Фестиваль под руководством Франческо Микеле специализируется на малоизвестных названиях: композитор написал более 70 опер, но сколько из них мы слышали? Ведь некоторые не исполнялись со времени их премьеры. Раритеты Гаэтано Доницетти интересны не только специалистам, о чем свидетельствует все расширяющаяся международная аудитория фестиваля, появляются здесь и наши соотечественники. В программе последнего фестиваля прозвучал явственный российский акцент. Связан он был с юбилеем еще одного сына города – архитектора Джакомо Кваренги, 200-летие со дня смерти которого отмечалось в 2017 году. В Бергамо, правда, Кваренги ничего не построил, здесь о нем напоминает лишь улица его имени; зато в Санкт-Петербурге его творения многочисленны и известны, среди них и Смольный институт, и Эрмитажный театр. Но как связать творчество Кваренги с музыкой Доницетти? Фестиваль нашел изящное решение, поставив «Бургомистра из Саардама» – одну из двух опер композитора, посвященных Петру Великому.
Либретто Доменико Гилардони написано по французской героической комедии Меллисвиля, Мерля и Буаре и посвящено периоду, когда русский царь постигал искусство кораблестроения на верфи Саардама, анонимно работая простым плотником (этот же сюжет вдохновил и Альберта Лортцинга на его оперу о Петре I). Опера была поставлена в Неаполе в 1827 году, прошла с большим успехом, однако премьера новой редакции в Милане на следующий год была встречена публикой холодно. С тех пор оперу возобновляли лишь раз в 1974 году в Заандаме – таково современное название города, где до сих пор бережно сохраняют домик царя, перед которым стоит хорошо известный памятник «Саардамский плотник». Когда Санкт-Петербург праздновал 300-летие, копию скульптуры взамен утраченной в годы советской власти голландцы подарили городу, и она вновь заняла свое место на Адмиралтейской набережной.
Интересно, что западное сознание отказывается признавать исторический факт трудов царя плотником на голландской верфи и воспринимает это как вольность либреттиста. Хотя романтизация сюжета проявляется в добавлении других фигур: беглого солдата Петра Флиманна и его возлюбленной Мариетты. Собственно, тут и начинается путаница: царь Петр работает на верфи инкогнито, но слухи о нем доходят до Бургомистра, который ищет подозрительного иностранца, но принимает дезертира за царя, ту же ошибку совершает и турецкий посланник. В финале все разъясняется и герои благополучно эмигрируют в Россию, чтобы построить город мечты – Санкт-Петербург. Мечты царя о европеизации нашей страны воплощаются в оригинальных эскизах и гравюрах Кваренги, которые проецируются на задник. Правда, гравюры отсюда, из Бергамо, где они хранятся в роскошной городской библиотеке на Пьяцца Веккья.
Мультимедийность постановки «Бургомистра» итальянского кинорежиссера Давиде Феррарио на этом не заканчивается: мы видим немые фрагменты черно-белых советских фильмов Эйзенштейна (кадры «Ивана Грозного» с «народными» и «боярскими» крупными планами показывают как противников реформ, так и Русь в ожидании западного просвещения). Вдруг среди кадров возникает улица – на выходе из театра Сочиале (в этом году спектакли проходили лишь на этой сцене из-за двухлетней реконструкции более статусного Театра Доницетти), и условный Саардам превращается в Бергамо с выходом к морю. Сценография Франческо Бока уступала видеоряду: только остов корабля поворачивался ребрами шпангоутов. Костюмы Гьяды Мази условно относились к концу XIX века с Петром в косоворотке и смазных сапогах.
Но главное, конечно, музыка Доницетти. Партитура оперы дошла до нас лишь в миланской версии 1928 года, и она предвосхищает будущие комические шедевры композитора – «Любовный напиток» и «Дона Паскуале» и, право же, заслуживает постановки и в нашей стране. Фестиваль собрал прекрасный ансамбль исполнителей: буффонную роль пожилого бургомистра, увивающегося за своей юной воспитанницей, с комическим эффектом спел Андреа Кончетти, в роли Мариетты – сложной и насыщенной колоратурами – блеснула наша соотечественница Ирина Дубровская. Именно ей были предназначены самые горячие овации публики. Певица живет в Италии, но выступала и в Санкт-Петербурге в концерте Пармского Театро Реджио вместе с Лео Нуччи и Стефано Секко на фестивале «Площадь искусств». Тенор Хуан Франсиско Гателл уже привлек внимание специалистов своим исполнением Россини, здесь же он уверенно выступил в роли «другого» Петра. А настоящего царя прекрасно исполнил баритон Джорджио Чаодуро. Продирижировал оперой Роберто Рицци Бриньоли.
Следующий вечер состоял из двух одноактных опер: «Какие оригиналы!» Джованни Симона Майра и «Пигмалиона» Доницетти. Майр, похороненный вместе с Доницетти в соборе Санта Мария Маджоре, практически неизвестен современным слушателям, а ведь когда-то плодовитый композитор, живший в Бергамо, был очень популярен. Комическая опера доказала жизнеспособность его музыки. Сюжет напоминает известный фильм «Антон Иванович сердится»: глава семейства Дон Фебео (Бруно Ди Симоне) заставляет своих домочадцев жить одной лишь музыкой, что не всегда совпадает с их личными устремлениями. C «Пигмалионом» «Оригиналов» объединяет тема искусства, и в постановке Роберто Каталано оба сюжета перетекают из одного в другой посредством зеркала-экрана. «Пигмалион» – опера крохотная, задуманная своеобразным бенефисом тенора, поэтому ожидаемо требует мировую звезду бельканто в заглавной роли. Сложнейшую партию Пигмалиона превосходно исполнил Антонио Сирагуза. Но не он стал главным тенором фестиваля. В традиционном сольном концерте выступил король бельканто перуанский тенор Хуан Диего Флорес, посвятив первое отделение Доницетти, второе – ариям Массне, Россини, Пуччини, Верди и подарив публике еще и третье отделение бисов, где звучали и оперные арии, испанские и неаполитанские песни, и Флорес аккомпанировал себе сам на гитаре. Но концерт назывался «Флорес – Доницетти», поэтому завершил свой марафон перуанский тенор арией Тони из «Дочери полка», предложив слушателям считать верхние до. Неудивительно, что публика вошла в раж, долго не хотела отпускать певца – концерт закончился спонтанной автограф-сессией прямо на сцене.
Фестиваль Доницетти, как всегда, подарил уникальные впечатления и эмоции, но и следующий уже не за горами. И названия, которые будут на нем представлены, уже объявлены: две исторические мелодрамы «Генрих Бургундский» и «Замок Кенильворт». Исполнение «Генриха Бургундского» связано с небольшим юбилеем, опера увидела свет в 1818 году и отпразднует 200-летие. Юбилейный 200-летний график будет продолжен и на следующих музыкальных форумах, так как в 2019-м нас ждет постановка «Петра Великого».
Бергамо–Санкт-Петербург
комментарии(0)