Ретроспектива полотен Верещагина откроется в марте в Новой Третьяковке. Василий Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана). 1872. ГТГ |
Музеи уже определились с планами на год, теперь – дело за зрителем. Пока организм еще бодр после каникул – впрочем, пока он еще и не вспомнил толком, что такое рабочий темп, – составлять планы на год приятно. Впрочем, даже только перечислить все московские выставки невозможно, поэтому будем выбирать. Одни из этих показов оправдают ожидания, другие – нет, но об этом еще рано говорить.
Пушкинский музей проведет весну под знаком голландского искусства, лето – с итальянским, а осень – с французским акцентом. В конце марта на Волхонке покажут «Эпоху Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» нью-йоркских собирателей Томаса и Дафны Каплан, где кроме произведений двух названных живописцев будут картины Франса Халса и их современников – лейденских художников. На смену им летом привезут «Итальянское искусство XVII–XVIII веков из музея Виченцы» – это полсотни произведений, правда, часть из них – из собрания самого ГМИИ. На осень в Галерее искусства стран Европы и Америки запланирована экспозиция «Парижские вечера баронессы Эттинген», оммаж дому польской аристократки Елены Миончинской на бульваре Распай на Монпарнасе, где собиралась богема модернизма. В главном же здании откроют выставку, посвященную жене Пабло Пикассо – Ольге Хохловой. А до того, как рассказывать об этой балерине дягилевской труппы, там покажут японское искусство эпохи Эдо (1603–1868).
Тему восточной культуры в этом году начнут в Музеях Кремля, где в апреле откроют выставку о Китае периода 1368–1644 годов – «Династия Мин: Сияние учености». А осенью в музее расскажут и покажут историю ювелирного искусства Дома BVLGARI от 1870-х до 1990-х годов.
Третьяковская галерея, обычно готовящая весенний и осенний «блокбастеры» в здании на Крымском Валу, на этот раз сулит их три. Первый – ретроспективу Василия Верещагина – откроют в марте, и здесь лучше процитировать музейные слова о том, что «цель выставки – раскрыть публике уникальную личность художника, воина и пацифиста»... Зато в сентябре откроется сначала выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» (30 сентября концептуалисту исполнится 85 лет), ретроспектива, которая до конца января идет в лондонской Tate Modern, потом переедет в Эрмитаж, а затем, как пишут, «в обновленном варианте» – в Новую Третьяковку. Следом за выставкой создателя «тотальной инсталляции» и концептуального альбома на Крымском Валу стартует ретроспектива – в полтысячи предметов – авангардиста, бубновалетца, изобретателя лучизма Михаила Ларионова. Кроме того, в Новой Третьяковке в конце марта предложат свой взгляд на новейшее искусство нулевых – в проекте «Время 0–10. Искусство 2000-х».
Размышления о языке и эстетике модернизма в конце ноября продолжатся в Московском музее современного искусства, который готовит первый в России масштабный показ скульптора-кубиста Жака Липшица в главном здании на Петровке. В марте в этом же музее, в здании на Гоголевском, 10, откроется «Экзистенциальный ящик», ретроспектива ушедшего 4 января нонконформиста Владимира Янкилевского – задумывавшаяся к его 80-летию, она станет посмертным посвящением знаменитому художнику. Там же летом представят фотографии Стива МакКарри, автора снимка «Афганская девочка», облетевшего мир в 1985-м с обложкой National Geographic.
Кроме того, одной из линий в выставочном процессе 2018-го станет показ передвижников – вести ее будет главным образом Третьяковка, где летом и осенью пройдут графические выставки «Рисунок середины XIX века. Пора перемен» и «Неизвестные передвижники», а еще ретроспектива Архипа Куинджи. В это же время в Еврейском музее и центре толерантности обещают проект «Пейзажи Исаака Левитана и кино», сопоставление живописи с motion picture, как тут пишут, «советского и российского киноавангарда». Летом в этом музее откроют выставку «Коридоры»: Ассоциации на песни Владимира Высоцкого».
Наконец, пока в Новой Третьяковке осенью будет идти выставка классика московского романтического концептуализма Ильи Кабакова, практически через дорогу, в Музее современного искусства «Гараж», откроют первую в России ретроспективу бельгийского концептуалиста Марселя Бротарса, куда привезут и фрагменты хрестоматийной инсталляции 1968 года «Музей современного искусства. Отдел орлов». Это – осенью, а в марте «Гараж» наполнят кинетическим искусством и оп-артом Восточной Европы и Латинской Америки 1950–1970-х годов. Одновременно на площади перед музеем будет реконструирован светокинетический «Атом. 1967/2018» Вячеслава Колейчука.
комментарии(0)