0
3406
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2017 00:01:00

"Мы" и другие тайны

Тэги: выставка, русский авангард, николай харджиев, супрематизм, велимир хлебников


выставка, русский авангард, николай харджиев, супрематизм, велимир хлебников Две части уникального архива соединили только в нулевых. Фото агентства «Москва»

В названии проекта имеется приписка – «уникальные материалы о русском авангарде и произведения из частных коллекций», но для всех интересующихся авангардом само имя Николая Харджиева – сигнал и синоним уникальности. Когда этот исследователь и собиратель авангарда эмигрировал из России, увез архив и собрание работ авангардистов в Амстердам, часть архива в 1993-м была задержана на таможне в Москве и потом отправлена в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Долгие годы искали возможности объединить архив, в котором есть документы, о которых исследователи лишь слышали. Наконец части архива были воссоединены в Москве, и его начали публиковать. Нынешняя выставка посвящена изданию первого из трех томов.

Детективные истории с вывозом собрания филолога, писателя, исследователя русского авангарда Николая Харджиева (1903–1996), которое он в отличие от другого великого коллекционера Георгия Костаки не захотел делить и частично оставлять в России, трагические для самого Харджиева повороты с судьбой архива, многолетние попытки все это воссоединить (о предыстории см. интервью с Андреем Сарабьяновым в «НГ» от 30.03.16), наконец, счастливое решение владелицы фонда In Artibus Инны Баженовой спонсировать публикацию архива – на этом тайны не закончились. Архив – а вторая его часть была в Музее Стеделийк в Амстердаме –, теперь полностью хранящийся в РГАЛИ (его директор Татьяна Горяева начала переговоры с голландским Фондом Харджиева–Чаги еще в 2004 году, и лишь семь лет спустя голландская часть архива вернулась в Москву), даст исследователям и неравнодушным к авангарду много новых материалов. Однако, например, коллекцию произведений искусства Харджиева, по словам научного редактора архивной книги Андрея Сарабьянова, никто не видел.  Хотя в 2013–2014 годах в Музее Стеделийк прошла сводная выставка работ из собранного им и Костаки. Харджиев был весьма «ревнив» по отношению к своим произведениям. Нет и полной описи этого собрания... Но вот деталь для представления о его уровне: известно, что там было более десятка (!) картин Малевича, включая «Красный квадрат», и примерно сотни рисунков. Кроме того, Сарабьянов говорит, что «где-то бродит» еще часть архива, пропавшая, видимо, с таможни и содержавшая важные материалы, в том числе и касающиеся Малевича.

На нынешней выставке, курируемой Екатериной Бобринской и Анной Корндорф, есть не только архивные материалы – манифест супрематизма, написанный быстрым, но аккуратным почерком Малевича, статьи, «забористые» в своей фантазии и в оформлении книги заумников-футуристов, фотографии, то есть и теория, и жизнь (в виде, скажем, приглашения на выставку «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму» в 1920 году – с предложением пожаловать обращенному в то время, конечно, «товарищу»), – но и произведения искусства. И супрематические опусы, включая реконструкции «Моделей супрематических рельефов» Ильи Чашника, и ранние работы Любови Поповой, и, напротив, вещи «с другого фланга» – «штудирующие» эффектную нежность импрессионизма произведения 1900-х Михаила Ларионова. Для выставки предметы привезли не только из РГАЛИ, но и из Музея Маяковского, а живопись и рисунки – из частных собраний, и все это дополнено порой афористичным сентенциями-цитатами из Харджиева.

В первом томе опубликованы дневники Михаила Матюшина (того самого, что писал музыку к «Победе над солнцем»), тексты Лисицкого, известный раньше лишь по упоминаниям текст Алексея Гана «Творчество новатора» к выставке Малевича (как раз той, к которой в фонде показывают приглашение), переписка разных авангардистов. А перед всем этим идет фрагмент статьи Малевича «Мы», которую, по словам сотрудника Третьяковской галереи Татьяны Горячевой, никто прежде не видел, и известна она была только со слов самого художника. Супрематист, работы соратников которого на выставках УНОВИСа (общество «Утвердители нового искусства») выставлялись анонимно, в этом тексте писал, что «Мы» «не знает изобразительного искусства, оно знает изобретение самого себя» и что «художник перестает жить, он умирает с Музой и Лирой (там на дне морском находит свой покой на мягких губках), выходит изобретатель <... > он становится теперь во главу всего действа».

Одним из кумиров Харджиева был Велимир Хлебников, он же – среди героев нынешней выставки. Материалы о «председателе земного шара» обещают среди прочего во втором архивном томе, который появится уже в январе-феврале 2018-го. Харджиев закрыл часть своего архива до 2019 года. Когда срок запрета истечет, выйдет заключительный третий том. В нем, рассказывает составитель сборника Александр Парнис, надеются опубликовать и не издававшийся полностью дневник Хлебникова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2058
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4750
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2601
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2988

Другие новости