Владимир Познер, Андрей Макаревич, Михаил Кисляров и Дмитрий Ситковецкий на репетиции. Фото предоставлено пресс-службой проекта
Спектакль «Черт, солдат и скрипка» — новая, яркая и неожиданная интерпретация знаменитой «Истории солдата» Игоря Стравинского. Спектакль посвящен 100-летию самого сочинения и 135-летию композитора. Идея постановки принадлежит известному скрипачу и дирижеру Дмитрию Ситковецкому, который создал свою музыкальную версию спектакля, включив в нее номера из других сочинений Стравинского - оперы «Мавра», балета «Поцелуй феи». Спектакль сыграют 19 декабря в Концертном зале им. Чайковского.
«Черт, солдат и скрипка» - это вариант легенды о Фаусте, основанный на его российской версии - сказке о «Беглом солдате и черте» из сборника Афанасьева. Но для этого спектакля поэт Михаил Успенский создал новый текст - в стиле «раешного стиха», который широко использовали русские скоморохи, но одновременно очень похож на современный рэп: «…Мимо речки, мимо луга, по шоссе «Дербент – Калуга» шел солдат своей страны с необъявленной войны». Герои Стравинского и Афанасьева стали ближе сегодняшнему зрителю: у Черта есть биржи, банки, оффшоры, интернет, Солдат становится «нефтяным олигархом», а его невеста бежит с «Абдуллой» в Эмираты.Режиссер Михаил Кисляров превратил «читаемую, играемую, и танцуемую притчу» в яркий «мультимедийный спектакль», где нашлось место и музыке, и театральной игре, и чтецкой традиции, и пантомиме, и даже хип-хопу.Главной интригой спектакля, конечно, стало участие в нем трех «неактеров»: Владимира Познера, Андрея Макаревича и Дмитрия Ситковецкого, совмещающего исполнение роли Черта с игрой на скрипке. Действо, в которое вовлечены и пианистка Полина Осетинская, и кларнетист Игорь Федоров, и перкуссионист Антон Плескач, разворачивается не только на сцене, но и в зрительном зале, и на больших экранах, где оживают рисунки Макаревича.
«Я - не актер, - говорит Владимир Познер. Но так случилось, что несколько раз в жизни мне предлагали сыграть и в кино, и в театре. И я всегда отказывался. Считал и считаю, что любым делом должен заниматься профессионал. Не люблю самодеятельность, в том числе художественную. Но почему-то согласился изменить своим принципом и сыграть в этом спектакле. Почему? Не могу сказать. Может быть, меня околдовал Дмитрий Ситковецкий, который, помимо того, что он - выдающийся скрипач, обладает даром уговаривать кого угодно сделать что угодно. Может быть, потому что мне очень захотелось быть на одной сцене с Андреем Макаревичем, к которому отношусь с восхищением. Может быть, потому что обожаю Стравинского. И может быть, потому что хотел доказать самому себе, что я это смогу. Судить же вам».По информации пресс-службы проекта