0
3629
Газета Культура Интернет-версия

12.12.2017 16:54:00

Рязань породнилась с Мюнстером

Тэги: спектакль, любовь, театр, рязань, мюнстер


спектакль, любовь, театр, рязань, мюнстер Сцена их двуязычного спектакля "Сердца и ножи". Фото с сайта Рязанского театра драмы

Фестиваль спектаклей о любви Рязанский театр драмы впервые организовал в прошлом году. В нынешнем - межрегиональный, с участием двух зарубежных гостей, смотр прошел во второй раз, причем количество заявок удвоилось. Всего выразили желание принять участие почти сто театров, из них 23 – иностранных. Всеобъемлющая тема фестиваля собрала сильную и неочевидную афишу длиной в неделю. Зрители увидели спектакли театров из Санкт-Петербурга, Перми, Неаполя и Москвы.

Парадоксально, но факт: жюри под председательством заслуженного работника культуры Николая Жегина не присудило одну из главных номинаций «Лучшую женскую роль». Лучшей героини в спектаклях о любви просто не оказалось. Зато за «Лучшую мужскую роль» были награждены сразу два актера.

Совместный спектакль Рязанского театра драмы и Вольфганг Борхерт театра немецкого города Мюнстер «Сердца и Ножи» по произведению Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн» открыл фестивальную программу. Ранняя пьеса немецкого романтика, которую критиковал и отказывался ставить в своем театре сам Гете, малоизвестна для российской сцены, на слуху - классическая «Пентесилея» или комедия «Кувшин», ее обильно ставили в советское время. Но режиссера Таню Вайднер это, кажется, наоборот привлекло. Тем более сюжет трагедии – архетипичен. Две ветви рода принадлежат к одной семье и договорились когда-то о том, что если мужская ветвь одной из них прервется, то ее земли перейдут к другой. Из этого рождается взаимная подозрительность, перерастающая в ненависть, что вызывает «цепную реакцию» убийств по ложным поводам, их жертвой и становятся влюбленные. Тайно отрезанный мизинчик погибшего младенца запускает чудовищный механизм распри, клубок интриг, ярко напоминающих принципы «большой политики». Нелепая гибель «Ромео» и «Джульетты» в финале – следствие слепоты и самообмана.

Гуманистический посыл спектакля о том, что будущее невозможно построить без тесного взаимодействия и человеколюбия, если угодно, режиссер транслирует через своеобразную трактовку: история двух родов превращается в повесть о двух нациях, русской и немецкой, куда, безусловно, вчитывается и память о событиях прошлого века. Немецкие и русские актеры говорят на сцене на родных языках, а трагикомедия обретает острый внешний рисунок, ее играют как сказку-страшилку. Ученица Роберта Уилсона, Таня Вайднер работает с характерной цветозаливкой фона, белит лица актеров, как у мимов; выстраивает музыкальную партитуру в соответствии с партитурой движений. А костюмы героев (художник Ольга Лагеда) отличает замысловатая геометрия узоров. При честном заимствовании эстетики, стилистика режиссера для рязанской постановки – эффектна, хотя и требует доработок. Билингвальный, технически сложный по исполнению, проект принес театрам в конкурсе сразу несколько наград. «Лучшую мужская роль» получили «отцы семейства» - Майнхард Цангер, артист и худрук Вольфганг Борхерт театра, за роль Сильвестра и заслуженный артист Рязанского театра драмы Александр Зайцев за роль Руперта. Актеры разных школ (формальной и психологической) каждый по-своему монументально сыграли обманутых мужчин и хозяев графского дома. Кроме того, отмечены спецпризами жюри «За мастерство перевоплощения» - Андрей Блажилин, сыгравший за двухчасовой спектакль шесть, как мужских, так и женских эпизодических ролей, и «За артистизм и темперамент» - Арсений Кудря, в роли влюбленного Оттокара наполнивший мрачную историю подлинным лиризмом. Спектакль регулярно будут играть не только в России, но и в Германии.

Еще один европейский театр стал лауреатом в двух номинациях – «Лучший актерский ансамбль» и «Лучшая работа художника по свету». Франческо Кампаниле, Лука ди Томмазо, Джорджио Пинто в спектакле «Король ухмыляется» Театра Луизы Гуарро (Неаполь) разыгрывают древнюю притчу о Грифоне, чудесной птице, способной проникать в душу человека и читать ее. Античная легенда рассказывает о старом короле, который посылает сыновей в лес на поиски мифической птицы, чтобы тому, кто вернется с ее пером и тем покажет свою смелость и ловкость, отдать трон. Но один брат убивает из тщеславия и властолюбия другого, судит себя и оправдывает. Такова мораль нового времени, где добро отнюдь не побеждает зло. Аллегорию перевернутой справедливости режиссер облекает в форму условного театра, лаконичную декорацию – несколько белоснежных ветвей деревьев на темном фоне, где плутает тень убитого – удивительно высвечивает контровым светом художник Паскуале Саммонте, создавая на сцене гнетущий мир без покаяния.

«Лучшей историей любви» (лучшим спектаклем)» единогласно признан «#ПрощайИюнь» Санкт-Петербургского театра «Суббота». Спектакль ведет молодая часть труппы, ведет живо, играя с ранящей искренностью. А как иначе, если вампиловская история – о первой любви, о первом серьезном выборе. Театр насытил пьесу советского времени забойными ритмами современных песен (на сцене аккомпанирует ВИА «Велосипед» (гитара, барабаны, контрабас)), скрестив «аромат» ретро с сегодняшними эстрадными образами. Гостей свадьбы в общежитии, куда должен прийти главный герой, режиссер Андрей Сидельников остроумно одевает в зооморфные маски – и все обретают характер и запоминающийся портрет. Старшее поколение создает крепкий тыл спектаклю, подчеркивая тему компромисса в этой пьесе. Марина Конюшко в роли Репниковой, матери влюбленной Тани, несколькими штрихами рисует драму терпеливой и стойкой, мудрой женщины, упустившей шанс на жизнь в любви. Исполняя романс, актриса одним глубоким, проникновенным взглядом заставляет зал сопереживать. За что членами жюри отдана «Лучшая роль второго плана».

Старшее актерское поколение углубляет проблематику и в спектакле «Отцы и сыновья» Санкт-Петербургского драматического театра «На Литейном». «Лучший актерский дуэт» здесь заслуженно достался Ольге Самошина и Александру Рязанцеву за роли Арины и Василия Базаровых. Сергей Морозов соединил в спектакле пьесу американца Брайана Фрила и страницы романа Тургенева. В этих «Отцах и детях» мы видим все события глазами Базарова, этакого неприкаянного демона; он словно бы блуждает по собственным воспоминаниям. Пепельный оттенок декораций Олега Головко добавляет спектаклю холодной рассудочности и делит (сквозным диагональным занавесом) сцену на прошлое и настоящее. Отдельно стоит отметить игру двух слуг, а, как известно, это самое сложное – создать в эпизоде цельный образ - Александра Жданова (Прокофьича) и Сергея Шапошникова (Тимофеича).

Финальным аккордом фестиваля стала пермская «Женитьба» Театра «У Моста». Спектакль Сергея Федотова, отмеченный жюри за режиссуру, а также «За яркое воплощение гоголевского образа» актером Михаилом Чудновым в роли Кочкарева, традиционно мистический. Вся театральная Россия, наверное, знает, что без мистики не обходится ни одна постановка пермской труппы. И хотя «Женитьба» спектакль крайне солидный по годам сценической жизни (его играют с начала 90-х годов) и сменил нескольких исполнителей, он находится в такой хорошей форме, какой нет порой и у свежих премьер. Кочкарева Федотов делает ни много ни мало чертом, что, конечно, гоголевскую оппозицию Бога и дьявола лишний раз акцентирует. Чуднов играет инфернального выскочку, мастера на все руки, преследующего свою, темноватую, цель в погоне за союзом двух сердец. Замысел режиссера, он же в данном случае и сценограф, близок к идее реконструкции. Персонажи здесь говорят старым говором, на сцене царит полное бытоподобие (исторические интерьеры освещены светом одной свечи), сваха и вовсе будто выпрыгнула с ярмарки позапрошлого века. Русский человек и черта обдурит, но дьявол окажется сильнее – такой вывод напрашивается из невеселого конца комедии. Черт все-таки женит Агафью Тихоновну (Алевтина Боровская) и Подколесина (Илья Бабошин), но, видимо, в потустороннем мире.

Рязань – Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
514
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
569
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
553
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
449

Другие новости