0
3401
Газета Культура Интернет-версия

11.12.2017 00:01:00

В Кремле бороздят просторы океана

Тэги: выставка, португальская империя, музеи кремля


выставка, португальская империя, музеи кремля Картография была развита в Португалии еще в XV веке. Фото агентства «Москва»

«Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков» – по словам директора Музеев Кремля Елены Гагариной, «первая в России выставка, посвященная обширной португальской морской империи». Около 140 предметов из коллекций Национального музея старинного искусства Лиссабона, дворца Синтры, мадридской Королевской Оружейной палаты, Британского музея и лондонского же Музея Виктории и Альберта, Эрмитажа, Пушкинского музея и других собраний рассказывают через вещный мир об эпохе, последовавшей за Великими географическими открытиями. Тут есть вещи – например, китайская Мадонна с младенцем, – о существовании которых наверняка многие не подозревали.

Португальцы плавали в Африку, в Индию (в 1530 году модный сегодня Гоа стал столицей португальцев на Востоке), в Китай и в Японию, в Бразилию. Свои позиции в колониях они укрепляли торговлей, миссионерством (главным образом стараниями иезуитов) и, разумеется, военными действиями, часто с устрашающей жестокостью и подчас с элементами интриганства – «дружбой» с недругами врагов. Эпоха Великих географических открытий способствовала развитию картографии, и португальцы «уже к концу XV века, – пишет в каталоге Владимир Ведюшкин, – прокладывали пути для других стран Европы» (на мониторе сейчас воспроизведена одна из самых знаменитых карт той поры – португальская «Планисфера Кантино» 1502 года выпуска, хранящаяся в библиотеке Эстенсе в итальянской Модене: агент феррарского герцога дал взятку, чтобы вывезти копию карты с новейшими по тем временам географическими сведениями из Португалии в Италию). Благодаря португальским трактатам европейцы узнали «новости» о многих азиатских и африканских территориях. Память о Великих географических открытиях отразилась в самой Португалии даже в архитектурном стиле мануэлино, сплавившем элементы готики и испанского стиля мудехар, а к ним прибавившем декоративные напоминания о мореплавании и экзотике в виде якорей и, например, крокодилов. Но колониальная история Португалии – это и множество примеров более широких и часто неожиданных влияний в декоративно-прикладном искусстве.

Кураторы выставки Ольга Дмитриева и Екатерина Щербина между двумя залами – Успенской звонницы и Патриаршего дворца – разделили то, что соответственно касалось главным образом метрополии, и то, что делалось в колониях. Вот в Успенской звоннице стоит золоченый глобус – редкий, поскольку еще в начале XVI века король Мануэл I запретил создание тех карт и глобусов, что могли дать «утечку» информации. Вот Тордесильясский договор 1494 года, который должен был урегулировать территориальные притязания Испании и Португалии. Вот – дюреровская гравюра с носорогом, будто одетым в броню: Мануэлу зверя прислали из Индии, и, показав того в Лиссабоне, монарх отправил его в подарок папе Льву X. Однако корабль затонул, и животное погибло, так что великий художник изображал его, явно подключив фантазию, по описаниям. Почти напротив гравюры – настоящий парадный доспех, принадлежавший испанскому королю Филиппу II (ставшему и португальским правителем Филиппом I), настоящий сборник разных образов, от античных богов, во главе, разумеется, с Зевсом, до аллегорий победы и, конечно, навигации, от аллегорий силы и справедливости до геральдических символов португальских королей, вставленных в доспех позже в виде заклепок. А вот – картина с новой торговой улицей Лиссабона, поражавшей современников богатством и, увы, разрушенной землетрясением XVIII века. Картину эту привезли сейчас из Англии, поскольку в XIX веке она принадлежала одному из самых известных прерафаэлитов – Данте Габриэлю Россетти.

«Португальцы успешно встраивались в систему торговли, и вскоре их уже воспринимали скорее как торговых партнеров, чем как завоевателей», – пишут в музее. Вот в Азии стали производить инкрустированные перламутром ларцы-кабинеты, до появления португальцев там не встречавшиеся. Вот португальцы стали делать фаянс с бело-голубой росписью – замену дорогому китайскому фарфору, который они, конечно, тоже импортировали. А вот китайские статуэтки и женщина с младенцем – поразительно, как сестра многочисленным «прекрасным Мадоннам», популярным в Европе эпохи интернациональной готики. Одна из скульптурок, сделанных в Китае, – и есть Мадонна! Вторая похожа, но с восточным разрезом глаз – португальцам она по-прежнему напоминала Марию с маленьким Христом, для китайцев же была буддийской Гуаньинь, которой молились о рождении сына.

Рабы и жестокость – с одной стороны. Золото, слоновая кость, драгоценные камни, даже кокосы (по причине диковинности европейцы решили свято верить в их чудесные свойства), из которых делали кубки с кружевной финифтью, – вроде бы с другой стороны, хотя все ведь являются звеньями одной Истории. И разных маршрутов: кубки-наутилусы в Индии «для себя» не изготавливали, зато их с энтузиазмом собирали в Европе и даже в России. Филигранный Бахус сидит на бочке и будто бы пьет, держа на голове огромную раковину. Согласно словам барона фон Фелькерзама, хранителя драгоценностей Эрмитажа, раз перламутр укрепляет «силы и сердце, то уже само питье из такой чаши казалось, несомненно, полезным». Наутилус этот принадлежал сыну Петра I Алексею Петровичу и до сих пор хранится в Музеях Кремля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2143
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4871
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2671
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3075

Другие новости