0
5714
Газета Культура Интернет-версия

06.12.2017 00:01:00

Выживут только любовники

Тэги: театр наций, перформанс, sos, вера мартынов, алексей сысоев


театр наций, перформанс, sos, вера мартынов, алексей сысоев Первая часть спектакля как попытка заразить зрителя атмосферой катастрофы. Фото Андрея Тульнова-Соколова предоставлено пресс-службой фестиваля

Сценическую кантату SOS сыграли в Новом пространстве Театра наций. Проект этот – неофициально – называли в кулуарах  и оперой, но титульный жанр все же уместнее, хотя бы потому, что авторство здесь коллективное и паритетное: автор идеи, либретто и постановочной концепции – Вера Мартынов, композитор – Алексей Сысоев.

SOS с пометой The Song of songs («Песнь песней») вбирает в себя два, казалось бы, далеких друг от друга слоя: сигнал бедствия и библейский гимн любви. Задача авторов была – приблизить, связать их, дать почувствовать слушателю эту зависимость. Как говорит Вера Мартынов в своем интервью, «во время катастрофы «Песнь песней» обрывается. Это время нужно пережить, это нужно принять. Но совершенно точно отчаиваться не нужно, потому что вот эта связь, если она есть, она никуда не делась, и через какое-то время эта связь восстановится. Это мое очень глубокое убеждение, которое крепнет с каждым днем и подтверждается. Потому что все нужно проживать до конца. Такой закон. И срока годности у отношений нет».

Вместе с необыкновенной силой, на которую способна любовь, разговор здесь и глубже, и шире: это и связь времен, и родство поколений, и боль утраты, и страх забвения, и надежда на спасение – человека и мира.

В либретто кроме библейских используются тексты режиссера (как говорит Вера, личные заметки из айфона) и артистки Полины Гришиной, а также цитаты из писем древнеримского политика Плиния Младшего, очевидца извержения Везувия и гибели Помпеи. Тексты девушки из XXI века и юноши из I века читают Полина и Саша Пронькин, и не сразу понимаешь, что это – не настоящий диалог, это – диалог через века. Этот диалог обрывается – в тот момент, когда Саша читает описание последних дней в жизни процветающего города, сметенного огненной лавой, погребенного под тоннами пепла. Из ниоткуда, вполголоса, словно птица феникс, возрождается хор «Песни песней» – и с ним появляется надежда…

В этот момент мы вернулись к началу спектакля-перформанса: на нижнем этаже Нового пространства, где собирается публика, вдруг появляются люди, внезапно укладываются на пол и, обездвиженные, застывают. В таких позах, наверное, находили жертв Везувия – или других катастроф. 

Чуть слышный интершум усиливается, вызывает беспокойство. «Мертвые» начинают что-то бормотать, напевать. Одну пару засыпает песок. Ровно через полчаса все переместятся в зал наверху, 14 солистов вокального ансамбля Intrada и два чтеца (удивительным образом актуальны у современных композиторов хоровые партитуры – буквально недавно прошла премьера оперы Владимира Раннева «Проза» (см. «НГ» от 22.11.17) сядут в ряд, поставят пюпитры и начнут спасительную Песнь: шепотом, чуть слышно, отрывисто, по слогам, но доведут ее до роскошного многоголосного мадригала. Ауру – тревожную, пугающую, ужасающую – создает виртуозная партитура для ударных (перкуссионист Дмитрий Щелкин), куда, конечно, вписана и партия телеграфного ключа: перманентный сигнал, не требующий перевода, три точки – три тире – три точки, буквально впивается в уши, голову, тело. Но The Song of songs все же растворяет SOS.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1472
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3372
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2462
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1978

Другие новости