0
4681
Газета Культура Интернет-версия

06.12.2017 00:01:00

Эта шутка будет вечной, если...[+ФОТО]

Тэги: александр косолапов, выставка, ретроспектива, соцарт, смех


александр косолапов, выставка, ретроспектива, соцарт, смех Горбачев в духе Уорхола, «Рабочий и колхозница» – с головами диснеевских героев. Фото со страницы ММСИ в «ВКонтакте»

Александр Косолапов родился в 1943-м, в 1975-м эмигрировал и обосновался в Нью-Йорке, в конце 2017-го в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась сводящая вместе произведения за 40 лет выставка «Ленин и Кока-кола». Это первая в России ретроспектива классика соц-арта, чьи работы на коллективных московских смотрах громили православные активисты.

Ленин в правах популярности уравнивается с «Макдоналдсом», кока-колой и Микки-Маусом, Малевич – с пачкой «Мальборо», писсуары (привет реди-мейдам Марселя Дюшана) – с русским авангардом и разом с газетой «Правда» (вообще вокруг игр соцартистов с «Правдой» можно было бы организовать отдельный показ, по нынешним временам вновь актуальный), Михаил Горбачев – с Энди Уорхолом. В «Имени розы» герои Умберто Эко спорили, смеялся ли Христос. Здесь смеются все. Надо всеми. «Герой, лидер, Бог» – одна из обобщающих: это бронзовая скульптурная группа с ведущими «за ручки» Микки-Мауса Ильичом и Христом.

Придуманный в начале 1970-х Виталием Комаром и Александром Меламидом соц-арт идею и идеологию, популярность, тотальность и тоталитарность пытался «подорвать», просто сместив угол зрения, совместив – см. выше – вроде бы несоединимое и заставив публику смеяться, обессмыслив, лишив силы первоначальные образы. Косолапов, как и Комар с Меламидом, учился в Строгановке, но на факультете монументальной скульптуры.

Пока в мире поп-арт ерничал над консюмеризмом, рекламой как его «дочкой» – но и вводил его в сферу искусства, в СССР сильна была память о соцреализме с его вождями, трудягами и тематическими картинами. И то, и другое было связано с агитацией. Наименованием соц-арт был практически гибридом двух этих названий и выработал уверенную стратегию освободительного сарказма по отношению ко всему. Вот, например, Александр Косолапов позирует в образе св. Себастьяна фотографу, стоя под серпом и молотом, «усаживая» таким образом за «круглый стол» христианство с атеизмом, творчество – с идеологией, идею – с фанатизмом. В недавних нулевых в Москве косолаповские работы не раз подвергались вандализму со стороны религиозных активистов – в 2003-м на выставке «Осторожно, религия!», в 2005-м – на «Арт-Москве». В 1982-м, когда участники созданной годом раньше в Нью-Йорке группы «Страсти по Казимиру» расклеили в Сохо плакаты-репродукции косолаповского «Ленина – Кока-колы»,  представители компании возмутились использованием своего логотипа (который задолго до того взял на вооружение Энди Уорхол). Как пишет куратор нынешней выставки, американский арт-критик и поэт Картер Рэтклифф, «судя по переписке... в компании опасались, что, увидев работу художника, потребители заподозрят «Кока-колу» в пропаганде коммунизма»... Когда в том же 1982-м «страдавшие» по Малевичу пересмешники готовились к перформансу, посвященному годовщине Октябрьской революции, на фасад модного пространства The Kitchen повесили другой плакат – «Да здравствует диктатура пролетариата». Прибывшие на место обеспокоенные агенты ФБР, однако, быстро ретировались, заметив, что дело касается художественной акции. Такая разница географии, контекста и, главное, восприятия.

Хранящаяся в Третьяковке «Мясорубка» (1972–2000) – громадная деревянная штуковина, «выплевывающая» туго скрученные веревки. Сквозь «мясорубку» соц-арта художник пропустит и политику, и авангард, и, например, произведения старых мастеров (выставка строится по разделам-«эпизодам»), поскольку известно, что советское искусство как вариант grand art оглядывалось на классику. Если мухинские «Рабочий и колхозница» были инспирированы в том числе «Никой Самофракийской» и «Тираноборцами», то Косолапов приделывает скульптуре головы Микки и Минни. Или вот триптих 1985 года «Пятилетний план». Слева направо «идут» его части: первая с какой-то нагой, в классическом духе, назовем ее нимфой, возящейся с железным агрегатом и окруженной купидоном с гаечным ключом, бюстом Ленина да красным занавесом (тут еще вспомнится полотно Комара и Меламида «Рождение социалистического реализма» 1982–1983 годов, там к Сталину «подкатывает» сбежавшая из классической живописи и заблудившаяся в советской богиня с формами). Затем в триптихе все упрощается до красно-бело-золотого плаката в духе рекламы легкой промышленности, и наконец картинка-схема: на белом фоне черный дом, черный человек да черный крест. Или вот «Сусанна и старцы» с дебелой героиней, что вопросительно внимает подкравшимся сзади вождям марксизма-ленинизма, предлагающим ручку и обещающим светлое будущее в виде дымящих на горизонте заводских труб. Это живопись, которая должна быть понятна, как плакат, каждому с первого взгляда, и Косолапов, «малюя» намеренно грубо – делая «плохую» живопись, оставляет зазор, дистанцируется от старинных полотен.

Куратор ведет ретроспективу, составленную произведениями из музеев, галерей и частных коллекций, через 13 залов здания на Гоголевском – и в какой-то момент начинает казаться, что музей выставке великоват. Первый зал бодрит, второй, третий, четвертый (хорошо, что сейчас выставили и ранние объекты начала 1970-х – еще не соц-арт, а просто ерничество, «проба пера»)... Но не получается смеяться «на протяжении» десятков метров, когда метод понятен, а поздние работы порой выглядят скучно, кажется, обеспечивая эффект изобилия. Как пел Вячеслав Бутусов во времена Nautilus Pompilius, «эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки». Сейчас кажется, что такое изобилие ближе к концу хорошо бы проредить. Несмотря на то, что советская тема опять на повестке дня, и радуясь, что ретроспектива эта случилась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2095
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4801
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2630
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3026

Другие новости