0
4743
Газета Культура Интернет-версия

27.11.2017 00:01:00

Малевич вместо советского герба

Тэги: вднх, выставка, казимир малевич, авангардисты, супрематизм, черный квадрат


вднх, выставка, казимир малевич, авангардисты, супрематизм, черный квадрат Среди работ, представленных на выставке, «Черного квадрата» нет. Фото автора

«Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» – открывшаяся в павильоне «Рабочий и колхозница» экспозиция, в которой специалист по этому бунтарю-авангардисту Александра Шатских с помощью не самых известных его работ из российских музеев и частных коллекций собрала ретроспективу (сокуратор Екатерина Мочалина). Здесь нет «Черного квадрата», но имеются другие квадраты и квадратики, предшествовавшие и последовавшие за этой картиной.

ВДНХ – не самое очевидное место для выставки уровня Малевича. Но павильон «Рабочий и колхозница», как напоминает Александра Шатских, был сделан Борисом Иофаном с явной опорой на архитектоны мастера и его школы (их здесь показывают), ставшие эдакой материализацией супрематизма, «набуханием» его в плоти гипса и развитием утопической идеи о перестройке мира у авангарда вообще и супрематизма в частности. Архитектоны – то, как должна выглядеть супрематическая архитектура. Глядя на импрессионистичный, будто не написанный, а вылепленный пастозными мазками «Дом с верандой» и на гуашевых «Детей на лужайке» 1900-х, как панно декоративных, резвящихся в напоминающей маленькую египетскую пирамиду песочнице, думаешь: «Да, тогда он не знал, куда решит их, и всех остальных, переселить в 1920-х».

На эту выставку, можно предположить, пойдут либо специально интересующиеся Малевичем, либо как раз те, кто о нем пока мало знает, но хочет это исправить. Главная приманка показа (после знаменитого куратора), обозначенная в релизе, «произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых московские зрители увидят впервые». Даже собранная из относительно небольшого числа картин (сполна дополненных графикой и архивными документами) выставка – род ретроспективы, то есть все малевичевские этапы тут «пройдены». Помимо импрессионизма это символизм с замечательно-красочным, напоминающим яркую эмаль «Городком» (который, впрочем, уже не новинка – открытием он стал в 2016-м на выставке Андрея Сарабьянова «До востребования») и с рисунками для третьего альбома «Анатэма» Леонида Андреева, выполненными Малевичем «по мотивам снимков первого альбома» с постановки МХТ, быстро запрещенной (дьявола – Анатэму, играл Василий Качалов). И тут вспомнишь, что Малевич был не принят в 1907-м на выставку символистской «Голубой розы», что подтолкнуло его к поиску нового, авангардного языка. Дальше примитивизм с истуканоподобными крестьянами и отзвуки народного лубка в «новых» лубках времени Первой мировой войны, кубофутуризм, провозглашенный Малевичем «феврализм» с декларацией отказа художника от разума (снабженный фотокарточкой с их с Алексеем Моргуновым прогулки по Кузнецкому Мосту с ложками в петлицах)... Наконец, супрематизм и после перерыва в живописи в несколько лет – «постсупрематизм» с безликими фигурами  и реалистические картины. Даже если сейчас представлены не самые известные произведения художника, они все равно складываются в общую линию.

Александра Шатских ведет зрителя шаг за шагом, подробно комментируя текстом эволюцию художника,  показывая логику изменений, попутно поясняя в  тексте существовавшие вплоть до конца XX века некоторые заблуждения  и разбавляя это необычными моментами. Тут и разветвленное генеалогическое древо рода Малевичей с биографиями и портретами представителей фамилии, и поздний «супрематизм» 1950-х его брата – железнодорожника Мечислава на крохотных рисунках, и скорее из курьезного флакон одеколона «Северный», где на ледяной глыбе стоит одинокий белый мишка, сделано это по эскизу Малевича, и архивная видеосъемка с Малевичем. На «Выставке картин художников Петрограда всех направлений» он возбужденно суетится, собирая сподвижников для коллективной фотографии.

Вместо «Черного квадрата» здесь  несколько черных квадратиков. С одной стороны, промелькнувший до рождения «иконы» нового искусства 1915-го в виде мотива (квадрат из черного и белого треугольников) в декорациях к «Победе над солнцем» в 1913-м. С другой – графический «квадратик», посланный уже после написания «Черного квадрата» Михаилу Матюшину с попыткой убедить его в том, что «этот рисунок, не пошедший в дело, он создал в 1913 году»: так супрематист мифологизировал свое изобретение, пытаясь хронологически «утвердить» его пораньше. Не относительно датировки  (1915 год), а относительно того, как создавался сам «Черный квадрат» – искусствоведы спорят до сих пор. Александра Шатских считает картину озарением. Есть и другая точка зрения, ее после исследования к 100-летию картины высказали сотрудники Третьяковской галереи (см. интервью с Ириной Вакар и Еленой Любавской в «НГ» от 19.11.15). Что касается нынешней выставки, в плане супрематизма тут удивила вариация на тему черного и белого, где супрематизм – не свободное парение геометрических элементов, а подобие шахматной доски, какой-то почти дизайнерский элемент, созданный уже в 1915 году («Четыре квадрата» из Саратовского художественного музея). Новая расстановка сил в искусстве. Ради этих новых сил афишей с другой супрематической работой даже закрыли советский герб над входом в павильон «Рабочий и колхозница».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2103
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2636
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3033

Другие новости