Чтобы увидеть эволюцию художника, начинать лучше с экспозиции в Еврейском музее. Фото агентства «Москва»
В Еврейском музее и центре толерантности и в Новой Третьяковке открылась большая - в 400 произведений - ретроспектива «Эль Лисицкий». И без хрестоматийно известного плаката «Клином красным бей белых» теперь, конечно, не обошлось. Но! «В России нет ни одной живописной работы Лисицкого», - говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, добавляя, что сейчас живописные проуны (проун - «Проект утверждения нового») - и вообще работы авангардиста - собирали по разным музеям мира.
Хотя Лазарь Лисицкий - классика авангарда, его показов в России было мало, впервые - на небольших выставках в 1960-х, затем к 100-летию мастера в 1990-м Третьяковка выставила графику из своих фондов. В 2013-м в Мультимедиа Арт Музее показали проект «Утопия или реальность? Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы», сопоставляя творчество авангардиста и концептуалиста - в Москву эта экспозиция переехала после инициировавшего проект голландского музея Ван Аббе в Эйндховене (хранителя крупнейшего собрания работ авангардиста за пределами России - 88-ти работ, из которых одна - живописная) и Эрмитажа. Собственно, сейчас среди нескольких раритетных живописных проунов в Третьяковке выставляют и привезенный из Эйндховена - «Проун Р23, №6». Редки они, поскольку уезжая в 1921 году из советской России в Германию в качестве культурного эмиссара, Лисицкий забрал с собой придуманные недавно, в 1919-20-м, проуны. А когда спустя четыре года возвращался, работы остались в Европе и при жизни мастера почти все разошлись по музеям и частным собраниям.
Инициатором нынешней ретроспективы был Еврейский музей, и чтобы увидеть эволюцию художника, начинать лучше с этой площадки. С ранних пейзажных рисунков и копий росписей в синагогах (тут еще висит огромная вышивка (!): Лисицкий сделал рисунок по мотивам росписей синагог, его возлюбленная - вышивку). И с книжных иллюстраций - к «Пражской легенде» Мойше Бродерзона или к вышедшей в 1922-м в Берлине на идише «Сказке о любопытном слоненке» Киплинга. В том же году, в том же Берлине появился «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках» Лисицкого. Стилистически это - как две разных вселенных.
Искусствовед Дмитрий Владимирович Сарабьянов называл кубофутуризм в России «пересадочной станцией» на пути к новым формам. Такой новой формой был и супрематизм. Приглашенный Лисицким в Витебск Малевич развел там, как известно, невероятную активность, полагая супрематизм, как пишет в каталоге куратор Татьяна Горячева, «методом и средством тотального преобразования мира», - а сам Лисицкий сделал шаг к переводу супрематизма в объем. Первые такие композиции он придумал в 1919-м, позже назвав их проунами, в том числе и разграничивая свое искусство с Малевичем. А еще позже он писал: «Живопись - Проун (как пересадочная станция на архитектуру)».
На обеих площадках, словно бы опасаясь, а вдруг зритель посмотрит только одну часть, - экспонируют графические проуны и «фигурины». Зато только в Третьяковке показывают картины с проунами. В этих проунах, графических и живописных, дает о себе знать архитектурная выучка (которую Лисицкий получил в Дармштадте), и тем не менее, глядя на них, дивишься пространственному мышлению - как он мог, казалось бы, отвлеченные геометрические плоскости представить - разместить сперва в голове - объемными и часто даже заряженными интенцией движения?!
А что до «пересадочной станции на архитектуру», Лисицкий и правда свои идеи хотел перенести в практическую сферу градостроительства. В середине 1920-х - начале 1930-х он придумал для Москвы несколько проектов, в частности, «горизонтальный небоскреб» для площади у Никитских ворот, абсолютно футуристичное сооружение (вообще из тогдашних его идей реализовали только типографию «Огонька»). Несбыточной оказалась и театральная задумка Лисицкого заново осуществить «Победу над солнцем» (впервые оперу на музыку Михаила Матюшина, с либретто футуриста Алексея Крученых и декорациями и костюмами Малевича поставили в 1913 году) - на этот раз как электромеханическое представление. Лисицкий увидел персонажей огромными марионетками, что должны двигаться «по указке» электромеханической установки. Здесь, в начале 1920-х, мышление создателя проунов «перекинуло» движение геометрических блоков на строение человека: оставив намеки на руки-ноги-голову, художник видел персонажей механизмами (они - «фигурины»), можно сказать, из области научной фантастики - состоящими из кубов, кругов, линий...
Архитектор, художник, дизайнер (многие экзерсисы Лисицкого с выставочными павильонами для международных выставок и с книжным и журнальным оформлением стали образцами жанра), экспериментировавший с фотографией, сам себя он звал «художником-изобретателем». В разных сферах оставаясь верным этому своему пространственному, синтетическому мышлению. Супрематическую сказку рифмуя с супрематической агитацией, а ту - с мечтой о супрематическом быте (архитектуре). Из песни слова не выкинуть, и Татьяна Горячева поместила в залах (в Еврейском музее) и макет плаката с Лениным, а рядом - плакат с вздымающим руку Сталиным - «Конституция СССР», вкладку в журнал «СССР на стройке» 1937 года... Лисицкий прославлял социализм.
Теперешняя ретроспектива - об универсальности его мышления, и в эту магистраль вплетены и тема художника и власти, и тема часто утопических жизнестроительных устремлений авангарда в целом, и тема авангарда и советского строя. В смысле изобретательства, универсализма Лисицкого, - недаром хрестоматийный «Конструктор», автопортрет с фотомонтажом, совмещающим лицо и руку с циркулем, показывают на обеих площадках. Куратор пишет, что «по свидетельству Николая Харджиева», работа была инспирирована процитированными в «Жизнеописаниях...» Джорджо Вазари словами Микеланджело: «Циркуль следует иметь в глазу, а не в руке, ибо рука работает, а глаз судит». Характерная «ссылка» - Микеланджело ведь был мастером универсальным - и скульптором, и архитектором, и живописцем.