Фото: Натальи Коньшиной
Череда юбилейных дат затронула академическую музыку Воронежа. Самые важнейшие из них касаются Областной филармонии, которая в этом году отмечает свое восьмидесятилетие. Этому событию посвящено в течение сезона много значительных мероприятий. Одно из самых важных – гастроли главного филармонического коллектива – Воронежского академического симфонического оркестра – в Сочи. На развитие концертно-гастрольной деятельности коллектив получил специальный грант администрации субъекта федерации.
Сам оркестр – юбиляр совсем недавнишний. В 2015-м он отпраздновал свое девяностолетие, по праву считаясь одним из старейших оркестров нашей страны. В трудные послереволюционные годы в столицу Черноземья, спасаясь от голода и прочих напастей, приехало немало высококвалифицированных музыкантов из северной столицы – их стараниями в 1925 году был организован оркестр, первый концерт которого прошел в том же году 1 ноября. За девять десятилетий коллектив прошел огромный путь, получил звание академического, гастролировал по всему миру. Последние полвека его возглавляет народный артист России Владимир Вербицкий, музыкант мощного темперамента.
На гастроли в Сочи оркестр привез роскошную русскую программу, с которой он выступил в Зимнем театре. Прозвучали Коронационный марш Чайковского, Рапсодия на тему Паганини Рахманинова и Сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. За дирижерским пультом – маэстро Игорь Вербицкий, сын художественного руководителя оркестра. В рахманиновском шедевре солировал знаменитый петербургский пианист-виртуоз Петр Лаул. Вел программу концерта многолетний лектор Воронежской филармонии профессор Бронислав Табачников, украсивший выступление оркестра не только просветительскими музыковедческими штудиями, но и вдохновенными стихами Осипа Мандельштама – что не случайно, ибо несколько лет, находясь в ссылке, великий поэт творил на воронежской земле.
Сочинская публика, до краев заполнившая величественный зал Зимнего театра, с теплотой принимала воронежских гастролеров. Да и как могло быть иначе? Сочный, тембрально богатый (местами иногда даже немножко «лохматый» - не в смысле интонационно некорректный, а именно фактурный, жирный, практически осязаемый физически), выразительный звук воронежских музыкантов не может не пленить, особенно он гармоничен как раз в произведениях русского репертуара, где колористичность звучания, повышенная экзальтация, острая динамическая контрастность столь уместны. Насыщенная, пластичная кантилена певучих струнных, корректное звучание духовых, хороший ансамбль между группами инструментов, верно найденный баланс позволили оркестру быть одинаково убедительным и в «гремучем», чрезвычайно патетическом сочинении Чайковского, и в нежной лирике Рахманинова, играть самыми разными красками (игривым задором, тихой грустью, пряно-горькими трагическими нотками) в прокофьевской сюите, по определению очень театральной, яркой, образной.
Великолепно выступил Петр Лаул, поразивший присутствующих как филигранной техникой, невероятной отточенностью штрихов, гибкостью музыкальных линий, закругленностью фраз, так и эмоциональной наполненностью своей игры, в которой не было и тени формализма, но каждая нота – искренний душевный порыв. Идеальный ансамбль с оркестром, когда вплетаясь в оркестровую фактуру, рояль все же царит на первом плане – заслуга как пианиста, так и дирижера Игоря Вербицкого. Публика долго не хотела отпускать солиста, сыгравшего на бис ре-бемоль-мажорный Музыкальный момент Рахманинова.
Как и положено в хорошей драматургии концерта, выступление шло по нарастающей и его кульминацией стало исполнение музыки Прокофьева. Оркестру удалось передать атмосферу живого театрального действа, когда движение, танец, словно были материализованы в звуках: выпуклость оркестровых соло, прочерченность, четкость мелодических линий, впечатляющие тутти. Для интерпретации маэстро Вербицкого определенно характерно что-то светлановское (что весьма органично именно в русской музыке) – широта, мощь, глубина, яркая характерность, экспрессия, предельная контрастность динамики.
В благодарность за теплый прием музыканты исполнили два биса – «Грустную песню» Калинникова и «Пляску скоморохов» Чайковского из музыке к сказке Островского «Снегурочка» - до конца выдержав формат русской национальной программы.