В этот раз церемония вручения масок пройдет на Новой сцене Большого театра. Фото с сайта www.goldenmask.ru
24-й Фестиваль «Золотая Маска» пройдет в Москве в конце зимы-начале весны, а церемония вручения премии состоится впервые на Новой сцене Большого театра. Среди премьер сезона 2016–2017 годов эксперты драматического театра и кукольного посмотрели в театрах и на видеозаписи 555 спектаклей, эксперты музыкального – 277 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге и в более чем ста городах России. Такие показатели на 100 единиц уступают прошлому году – все-таки финансовый (и не только) кризис сказался на театральном процессе и его «производительности».
В номинации «Спектакль большой формы» (с частными актерскими номинациями и выдвижением художников) первенство разделяют два московских театра – «Гоголь-центр», продолжающий работу без своего лидера (номинирован спектакль Кирилла Серебренникова с Аллой Демидовой в главной роли - «Ахматова. Поэма без героя»), из этого же мощного поэтического цикла «Звезда»– постановка латыша Владислава Насташева «Кузмин. Форель разбивает лед». Благодаря выдающейся роли Демидовой и режиссуре вернувшегося в Россию (хотя бы на время) Анатолия Васильева Чеховский фестиваль в копродукции с Театром им. Вахтангова выдвинут за «Старика и море», а главное - вахтанговцы номинируются за беспрецедентную работу-реконструкцию подлинной древнегреческой трагедии худрука Римаса Туминаса «Царь Эдип». Кроме Серебренникова вернулся в номинанты Константин Богомолов – отмечен его «Дракон» в МХТ. Московских выдвиженцев скромно дополняет «Иванов» Тимофея Кулябина в Театре Наций и РАМТ с исторической «Демократией» Алексея Бородина. Многофигурно, в своих вершинах, представлена другая столица – Санкт-Петербург. БДТ им. Товстоногова - революционным «Губернатором», Александринка - «Преступлением и наказанием» венгра Атиллы Виднянского, МДТ Льва Додина - «Страхом Любовью Отчаянием» Брехта. Юрий Бутусов соединяет оба города: заявлены его поразительные «Барабаны в ночи» в Театре им. Пушкина и «Дядя Ваня» в Ленсовете. Список завершают национальные театры – башкирский им. Гафури («Антигона») и якутский «Олонхо» («Воительница-Джырыбына»).
Регионы сильнее представлены в «Малой форме», где в отличие от Большой, что естественно, больше половины - современная драматургия, и это огромный плюс. Из новой драмы: «Магазин» Татарского театра из Альметьевска («Маску» может забрать и автор - Олжас Жанайдаров), «Я здесь» новосибирского «Старого дома», «Сучилища» серовского театра (отмечена и пьеса белоруса Андрея Иванова), «Лондон» - новокузнецкого, «Дыхание» Театра Наций, «Изгнание» «Маяковки» (выдвинута работа Марюса Ивашкявичюса), «Человек из Подольска» Театра.doc (также номинация у драматурга Дмитрия Данилова), «Розенкранц и Гильденстерн» брянцевского ТЮЗА Петербурга. Из переосмысленной школьной классики: «Жизнь» Бориса Павловича из Омска, «Гроза» Молодежного театра Краснодара, «Детство» хабаровского ТЮЗА, «Король Лир» студии «Грань» Новокуйбышевска, «Месяц в деревне» пермского «Театра-театра», «Тартюф» Электротеатра. И, наконец, честный и страшный, недетский «Чук и Гек» о сталинских лагерях - в Александринском театре. Председатель по драм театру- Наталья Каминская.
Стопроцентный реванш театральной провинции – в сфере кукольного театра. Выдвинуты – Махачкала («Алые паруса»), Кострома («Снегурочка»), Пенза («Попугай и веники»), Томск («Пикник»). Единственная номинация Москвы – совместный проект Музея истории ГУЛАГа и Творческого объединения «Таратумб» - постановка «И дольше века длится день».
Номинанты конкурса «Эксперимент» во всем многообразии отражают художественный поиск. Представлены все жанры: ролевая игра «В гостях. Европа» Римини Протокол (Германия) в рамках фестиваля «Территория». Иммерсив – «Вернувшиеся» (компания YBW), новый цирк – «Я Басе» Упсала-цирка, авторский жанр «театр взаимных действий» - «Музей инопланетного вторжения», спектакль- чат из Лесосибирска (Театр «Поиск»).
Экспертный совет по музыкальному театру (его возглавляла зав. Отделом культуры «Независимой газеты» Марина Гайкович) представил, напротив, довольно компактный список номинантов. Здесь также стоит отметить значительное присутствие региональных театров – прежде всего, конечно, в категории современный танец: вместе с труппами-мастодонтами (екатеринбургские «Провинциальные танцы» с «Имаго-ловушка» и Челябинский театр современного танца со спектаклем «Шелк») на премию претендуют молодые артисты и их постановки. Это оригинальный спектакль-филологическое исследование «Зов начала» из Казани, краснодарская труппа «Воздух» с постановкой «Объект в отдалении», екатеринбургская «Zonk’a» с постановкой «Эссенция», а также представители столиц – Дом танца «КаннонДанс» со спектаклем «Коллекционер» и Константин Матулевский и Софья Гайдукова со спектаклем «Memoriae».
Балетные номинация отражают жанровую палитру – здесь и новые авторские хореографические партитуры («Времена года» в постановке Ильи Живого из Мариинского театра или «Снежная королева» работы триумфатора прошлых «Масок» Вячеслава Самодурова из Екатеринбурга), и классика разных веков – реконструкция балета «Наяда и рыбак» (Юрий Бурлака, Екатеринбург) и три работы ХХ века: «Вторая деталь» Форсайта, «Сюита в белом Лифаря (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) и «Клетка» Роббинса (Большой театр), есть и попытки прочесть классические партитуры в новом драматургическом контексте («Золушка» Алексея Мирошниченко из Перми – как спектакль о советском балетном прошлом и истории театра).
Из большого проекта, посвященного музыке Моисея Вайнберга, в номинацию попал спектакль «Пассажирка» из Екатеринбургского театра оперы и балеты, на этой сцене прошла российская премьера оперы. Из той же категории – мировая премьера оперы Глеба Седельникова «Родина электричества» (1981), которую выбрал Воронежский театр, и выбор этот был оценен экспертным советом .
Анна Нетребко, дебютировавшая в Большом, принесла театру номинацию спектакля «Манон Леско», еще один бесспорный спектакль – «Билли Бадд» Бриттена, созданный в копродукции с Английской национальной оперой, будет представлен в конкурсе. Мариинский театр попал в номинацию с оперой Рихарда Штрауса «Саломея», московская «Новая опера» - с «Фаустом» Гуно, «Геликон-опера» - со спектаклем Дмитрия Бертмана «Турандот» и Кирилла Серебренникова «Чаадский» (последняя работа, которую успел выпустить режиссер до ареста).
«Чаадский» - еще одна мировая премьера, композитор Александр Маноцков номинирован в соответствующей категории. Композиторская номинация получилась весомой, еще три серьезные работы попали в конкурс: хоровая опера Алексея Сюмака Cantos, написанная для Пермского оперного театра (номинирована и как лучший спектакль), коллективный проект для музыкального театра (спектакль «Галилео» номинирован в разделе «Эксперимент») и его авторы Дмитрий Курляндский, Кузьма Бодров, Сергей Невский, Кирилл Чернегин и Павел Карманов, а также балет Артема Васильева «Снежная королева». В разделе оперетта и мюзикл в этом году будут соревноваться пять спектаклей, на фоне объявленного ранее кризиса жанра – это много. Как часто бывает, в номинацию попал драматический театр с постановкой мюзикла («Суини Тодд» Театра на Таганке), два крупных театра музыкальной комедии – из Екатеринбурга («Микадо, или город Титипу») и Новосибирска («Безымянная звезда») и ставший за несколько лет заметным игроком московский Театр мюзикла со спектаклем «Принцесса цирка». Любопытно, что попал в конкурс и детский спектакль, что случается крайне редко – это работа санкт-петербургского театра «Карамболь» «Гадкий утенок».