0
3705
Газета Культура Интернет-версия

30.10.2017 00:01:00

Сергей Шнуров заговорил в опере

Тэги: мариинский театр, опера, бенвенуто челлини, василий бархатов, сергей шнуров


мариинский театр, опера, бенвенуто челлини, василий бархатов, сергей шнуров Шнур меняет красные треники на более подходящий его герою костюм. Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра

На сцене Концертного зала Мариинского театра светятся неоновые витрины ювелирного салона с именами брендов Cellini, Fieramosca, Balducci – декорации Зиновия Марголина к постановке оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» Василия Бархатова. Впрочем, все новое – это хорошо забытое старое, и нынешняя премьера – капитальное возобновление спектакля 2007 года, первой оперы, поставленной в только что построенном зале с уникальной акустикой и сценическими возможностями. С одной существенной поправкой – в новой версии главную разговорную партию играет Сергей Шнуров.

«Бенвенуто Челлини» – опера, принадлежащая ко времени расцвета французского романтика (премьера состоялась в Парижской опере 10 сентября 1838 года), компактная по объему и ясная по содержанию. Сюжет, основанный на автобиографии художника Ренессанса Бенвенуто Челлини, включает в себя и захватывающую любовную историю, и взаимоотношения с «коллегами по цеху», и с высокопоставленным заказчиком – римским папой Климентом VII, и, конечно, историю отливки самой знаменитой статуи скульптора – Персея, когда из-за нехватки металла в последний момент в ход пошли ювелирные творения мастера. Впрочем, захватывающие перипетии авантюрной жизни Челлини нашли отражение и в романе Александра Дюма «Асканио».

Но если Берлиоз изобразил жизнь Бенвенуто на фоне римского карнавала, Василий Бархатов рисует портрет художника на фоне гламурной тусовки и на место ренессансного мастера ставит героя наших дней: популярного лидера рок-группы «Ленинград», шоумена, композитора, телеведущего Сергея Шнурова. Зачем? «Для меня современный Челлини – это Сергей Шнуров, один из самых интеллектуальных людей, кого я знаю, но при этом способный на форменное безобразие, на обаятельное харизматичное безобразие», – говорит Бархатов. Если исторический Челлини «укладывал» своих оппонентов и критиков при помощи шпаги и пистолета, то Шнур вполне может заехать кулаком. Да и вся жизнь любого настоящего творца, по версии режиссера, на 90% состоит из саморазрушения, дурачества, а на десять – из «гибели всерьез».

Шнуров, конечно, в опере не поет, его задача – связать современный «закрут» постановки с историческим Челлини разговорной ролью (ее нет у Берлиоза), поэтому на фоне увертюры главный герой (тенор Мариинского театра Сергей Семишкур) в историческом костюме встречается с вполне реальным Шнуром в пиджаке и красных трениках (костюмы – Татьяна Машкова), герои вглядываются друг в друга, узнавая… и меняются одеждой и «ролями». И Шнур становится историческим комментатором происходящего на сцене.

Несмотря на то что Бархатов постарался «убрать лишний шум из эфира, выкинуть каждую вторую мизансцену и сделать спектакль более читабельным», многословия, деталей и гэгов осталось предостаточно, и частенько они отвлекают от музыки. С сюжетом режиссер обращается достаточно вольно, и очень часто то, что происходит на сцене, не соответствует тексту, который видишь в титрах. Наверное, главное отличие: у Берлиоза опера заканчивается хеппи-эндом, а у Бархатова – гибелью героя, он буквально «переплавляет» себя в Персея, а из ящика-плавильни, куда он скрывается, вместо него выходит позолоченный фактурный балетный артист с головой Медузы горгоны. Все происходит, как у фокусника, в сцене вместо пантомимы на карнавале, когда из ящика Роман Борщ доставал живых голубей, крыс и кроликов. Так что скучать на спектакле не приходится, хоть вместо эпохи Возрождения мы живем в век вырождения, по выражению того же Шнура перед спектаклем.

Прибежищем от сценического головокружения становится прекрасная музыкальная сторона спектакля (оркестром и хором Мариинского театра в отсутствие Валерия Гергиева продирижировал Кристиан Кнапп), впечатляющие вокальные работы, несмотря на то что партитура предъявляет достаточно высокие требования и была рассчитана композитором на звезд своего времени. Заглавные роли были исполнены Анастасией Калагиной (Тереза, возлюбленная Челлини) и Сергеем Семишкуром (Челлини), они участвовали и в старом спектакле, а за прошедшее десятилетие лишь прибавили в своих партиях. Все так же хорош и неувядающий Геннадий Беззубенков (папа Климент VII). В ансамбль удачно вошли Олег Сычев (Бальдуччи), Виктор Коротич (Фьерамоска), Екатерина Крапивина (Асканио), Александр Герасимов (Помпео), Андрей Зорин (Трактирщик). Было ощущение, что большим голосам тесно в пространстве Концертного зала и опера просится на большую сцену. Может быть, третье обращение к «Бенвенуто Челлини» не за горами? 

Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
952
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
921
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1851
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2232

Другие новости