Фотопринт предоставлен
пресс-службой ГЦТМ |
К юбилею создателя классического балетного репертуара Мариуса Петипа (1818-1910) в 2018 году Театральный музей им. Бахрушина готовит масштабную экспозицию, которая затем отправится на гастроли в Петербург. Петипа служил в Императорских театрах в Санкт-Петербурге, однако его архив, благодаря коллекционеру и основателю музея Алексею Бахрушину, во время революции был спасен от разгрома и сохранен в Москве. Впервые на одной экспозиции будут собраны и представлены артефакты, касающиеся жизни и творчества знаменитого француза в России, чьи балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка» не сходят с афиш до сих пор. Ведь долгое время, как напоминают создатели экспозиции, подход к изучению наследия Петипа был омрачен невозможностью создать полноценный портрет балетмейстера, запретом рассказывать о Петипа, как о человеке и иностранце.
Вопросы, над которым куратор юбилейной выставки искусствовед Сергей Конаев предлагает задуматься, крайне актуальные и малоизученные. Как через копирование и подражание рождалась авторская хореография, каковы возможности интерпретации балетов вековой давности, имеет ли значение национальность в искусстве и, наконец, главный – как сегодня реконструировать историческое наследие?
Выставка расскажет об артистической династии балетмейстера, о пути становления Мариуса Петипа (он называл «улыбкой судьбы» свой ангажемент в Императорских театрах), о его сложных взаимоотношениях с их Дирекцией; о том, как устроен спектакль Петипа, как балетмейстер писал либретто, как выстраивались отношения с артистами, в том числе с балериной Матильдой Кшесинской. Сюрпризом для посетителей станет видеореконструкция вариаций Петипа в виде мультфильма. Кроме того, можно будет прослушать звучание специфической музыкальной партитуры, отталкиваясь от нее, Петипа обращался к сочинению балетов, а также увидеть на экране, как возникали его зарисовки.
По словам гендиректора музея Дмитрия Родионова, «материалы, представленные на выставке, для самой широкой публики будут откровением, так как практически никогда не выставлялись». «Например, рисунки Адольфа Шарлеманя, академика живописи, художника ряда спектаклей Петипа, их основная часть практически не публиковалась. Также зарисовки самого Петипа, планировки мизансцен, монтировочные описи и, конечно, большое количество фотографий. Это будет массив уникальных раритетов, который в таком количестве, объеме никогда не выставлялся в исторической перспективе», - отметил руководитель музея в разговоре с «НГ».
Дмитрий Родионов раскрыл подробности еще одного важного события: «Почти год музей работает над дневниками Матильды Кшесинской. Скоро мы выпустим эти дневники в виде научного издания (сами по себе дневники без комментариев издавать бессмысленно). Не для массового чтения, как у нас их все сейчас просят, а для научного. Мы не знали ничего про фильм «Матильда», когда начали работать над этим проектом. Он возник в связи с юбилеем Петипа, появилась магическая фигура Кшесинской и мы с Николаем Цискаридзе договорились совместно сделать данное издание. Сейчас на волне скандала вокруг фильма все вдруг стали обладателями архивов – столько изданий появилось! Тогда как часть дневников хранится в РГАЛИ, а основная часть у нас. И сейчас мы заново переводим тексты с польского».