Фото предоставлено организатором фестиваля
В последние годы бытует мнение, что оперетта – жанр «отживший», большие театры музыкальных комедий концентрируются на мюзикле, развивая это модное направление. Однако, судя по программе фестиваля «Видеть музыку», хоронить оперетту все-таки преждевременно.
Прививка советской эпохи еще работает и широкая публика оперетту по-прежнему любит. Особенно старшее и отчасти среднее поколение зрителей. Однако показанные спектакли однозначно говорят: оперетта законсервировалась, превратилась в музей. Порой весьма симпатичный, даже элегантный, но мало соотносящийся и с временами за окном, и с меняющейся театральной эстетикой. В отличие от старшей сестры оперы, где режиссерское экспериментирование идет семимильными шагами (принося часто удручающие результаты, но порой – и откровения), оперетта, словно какой-нибудь театр кабуки или пекинская опера – практически превратилась в канон, застыла в раз найденных формах.
Этой осенью оперетт привезли в Москву аж четыре, причем весьма интересные пары: две «Сильвы» и две оперетты Штрауса. Свои версии оперетты Кальмана показали сибирские коллективы – Иркутский музыкальный театр имени Загурского и Алтайский театр музыкальной комедии из Барнаула. А Штраус «родом» из Петербурга: «Летучую мышь» показал театр «Санктъ-Петербургъ-опера», а «Венская кровь» - спектакль Театра музыкальной комедии.
Фото предоставлено организатором фестиваля |
Хотя «Видеть музыку» - только фестиваль, не имеющий конкурсной программы, и, стало быть, соревновательности, сравнения так и напрашиваются. Из трех уже сыгранных в столице опереточных спектаклей пальму первенства стоит отдать театру Юрия Александрова, как минимум, по двум параметрам. Поют гораздо качественнее (что не удивительно – оперный театр, как ни крути), и поют без микрофонов: на показе в Российском молодежном театре у поклонников галантного жанра была возможность послушать оперетту «без подпорок» - так, как она задумывалась изначально. К сожалению, сегодня подобное можно встретить только на редких обращениях к смежному жанру в оперных театрах, поскольку наши специализирующиеся на оперетте музыкальные театры (включая столичные – «Московскую оперетту» и питерскую Музкомедию) погрязли в пении с подзвучкой. Оказывается, что при умелой постановке и достаточных голосовых ресурсах в естественной акустике оперетту вполне можно петь – и это приносит куда больше удовольствия, чем синтетический визгливый звук через динамики.
Обыгрывает петербургский театр сибирских коллег и по части вкуса, причем здесь найдена золотая середина между умеренностью и искрометными гэгами. В иркутской постановке Анны Фекеты (которая выступила и автором новой версии либретто) юмор смел, но грубоват, а в барнаульской Константина Яковлева – слишком традиционен и местами скучен. Последней постановке несколько не доставало и динамизма, которого с избытком было и в петербургской версии, и в особенности в иркутской.
Общий недостаток всех трех спектаклей – отсутствие примадонны. У Татьяны Кальченко (Розалинда в «Летучей мыши») красивый голос темного тембра, но, к сожалению, малополетный звук и полное отсутствие дикции. К тому же и сценически она была весьма скованной. Виктория Гальцева (Барнаул) и в особенности Татьяна Бочкарева (Иркутск) – откровенно субреточные Сильвы, никак не тянущие на героинь своей игрой, но прежде всего – вокалом.
Фото предоставлено организатором фестиваля |
Дамы второго положения во всех трех спектаклях оказались гораздо убедительнее – Каролина Шаповалова (Адель, «Санктъ-Петербургъ-опера»), Ирина Басманова и Анна Захаренкова (обе – Стасси, первая из Барнаула, вторая из Иркутска), хотя, конечно, оперный вокал Шаповаловой пленяет больше, а также ее великолепная дикция и выразительная драматическая игра.
С мужскими составами у всех театров дела обстоят заметно лучше. Правда в случае с алтайским коллективом – это, скорее, заслуга столичных гастролеров: две ведущих роли в их «Сильве» сыграли артисты «Московской оперетты» Петр Борисенко (Эдвин) и Александр Каминский (Бони). Яркое, весомое пение и красивый голос показал в партии Эдвина и иркутянин Гейрат Шабанов.
Из исполнителей ролей второго плана невозможно не отметить звонкоголосого тенора Дениса Закирова (Альфред в «Летучей мыши») и возрастную пару Любовь Полякова – Владимир Яковлев (Княгиня и Князь в «Сильве» из Иркутска).
Ожидаемо хорош был оркестр «Санктъ-Петербургъ-оперы» под водительством талантливого Максима Валькова, а из двух сибирских музкомедий пальму первенства стоит отдать оркестру из Барнаула под управлением Владимира Рылова.
Все три спектакля сильны ансамблевой сыгранностью артистов и явным тяготением к советскому прошлому. Так, «Летучая мышь» Александрова играется в варианте Эрдмана и Вольпина (хорошо известный всем по знаменитой экранизации Яна Фрида), а «Княгиня чардаша» в обоих сибирских спектаклях поименована на афише «Сильвой» - и спустя четверть века это название говорит нашей публике гораздо больше, нежели оригинальный венский вариант.