0
4447
Газета Культура Интернет-версия

23.10.2017 15:21:00

Ты жива еще, моя старушка?

Тэги: театр, оперетта, музыка, фестиваль


театр, оперетта, музыка, фестиваль Фото предоставлено организатором фестиваля

В последние годы бытует мнение, что оперетта – жанр «отживший», большие театры музыкальных комедий концентрируются на мюзикле, развивая это модное направление. Однако, судя по программе фестиваля «Видеть музыку», хоронить оперетту все-таки преждевременно.

Прививка советской эпохи еще работает и широкая публика оперетту по-прежнему любит. Особенно старшее и отчасти среднее поколение зрителей. Однако показанные спектакли однозначно говорят: оперетта законсервировалась, превратилась в музей. Порой весьма симпатичный, даже элегантный, но мало соотносящийся и с временами за окном, и с меняющейся театральной эстетикой. В отличие от старшей сестры оперы, где режиссерское экспериментирование идет семимильными шагами (принося часто удручающие результаты, но порой – и откровения), оперетта, словно какой-нибудь театр кабуки или пекинская опера – практически превратилась в канон, застыла в раз найденных формах.

Этой осенью оперетт привезли в Москву аж четыре, причем весьма интересные пары: две «Сильвы» и две оперетты Штрауса. Свои версии оперетты Кальмана показали сибирские коллективы – Иркутский музыкальный театр имени Загурского и Алтайский театр музыкальной комедии из Барнаула. А Штраус «родом» из Петербурга: «Летучую мышь» показал театр «Санктъ-Петербургъ-опера», а «Венская кровь» - спектакль Театра музыкальной комедии.

Сильва-Алтайская-музкомедия_t.jpg
Фото предоставлено организатором фестиваля

Хотя «Видеть музыку» - только фестиваль, не имеющий конкурсной программы, и, стало быть, соревновательности, сравнения так и напрашиваются. Из трех уже сыгранных в столице опереточных спектаклей пальму первенства стоит отдать театру Юрия Александрова, как минимум, по двум параметрам. Поют гораздо качественнее (что не удивительно – оперный театр, как ни крути), и поют без микрофонов: на показе в Российском молодежном театре у поклонников галантного жанра была возможность послушать оперетту «без подпорок» - так, как она задумывалась изначально. К сожалению, сегодня подобное можно встретить только на редких обращениях к смежному жанру в оперных театрах, поскольку наши специализирующиеся на оперетте музыкальные театры (включая столичные – «Московскую оперетту» и питерскую Музкомедию) погрязли в пении с подзвучкой. Оказывается, что при умелой постановке и достаточных голосовых ресурсах в естественной акустике оперетту вполне можно петь – и это приносит куда больше удовольствия, чем синтетический визгливый звук через динамики.

Обыгрывает петербургский театр сибирских коллег и по части вкуса, причем здесь найдена золотая середина между умеренностью и искрометными гэгами. В иркутской постановке Анны Фекеты (которая выступила и автором новой версии либретто) юмор смел, но грубоват, а в барнаульской Константина Яковлева – слишком традиционен и местами скучен. Последней постановке несколько не доставало и динамизма, которого с избытком было и в петербургской версии, и в особенности в иркутской.

Общий недостаток всех трех спектаклей – отсутствие примадонны. У Татьяны Кальченко (Розалинда в «Летучей мыши») красивый голос темного тембра, но, к сожалению, малополетный звук и полное отсутствие дикции. К тому же и сценически она была весьма скованной. Виктория Гальцева (Барнаул) и в особенности Татьяна Бочкарева (Иркутск) – откровенно субреточные Сильвы, никак не тянущие на героинь своей игрой, но прежде всего – вокалом.

Летучая-мышь-3_t.jpg
Фото предоставлено организатором фестиваля

Дамы второго положения во всех трех спектаклях оказались гораздо убедительнее – Каролина Шаповалова (Адель, «Санктъ-Петербургъ-опера»), Ирина Басманова и Анна Захаренкова (обе – Стасси, первая из Барнаула, вторая из Иркутска), хотя, конечно, оперный вокал Шаповаловой пленяет больше, а также ее великолепная дикция и выразительная драматическая игра.

С мужскими составами у всех театров дела обстоят заметно лучше. Правда в случае с алтайским коллективом – это, скорее, заслуга столичных гастролеров: две ведущих роли в их «Сильве» сыграли артисты «Московской оперетты» Петр Борисенко (Эдвин) и Александр Каминский (Бони). Яркое, весомое пение и красивый голос показал в партии Эдвина и иркутянин Гейрат Шабанов.

Из исполнителей ролей второго плана невозможно не отметить звонкоголосого тенора Дениса Закирова (Альфред в «Летучей мыши») и возрастную пару Любовь Полякова – Владимир Яковлев (Княгиня и Князь в «Сильве» из Иркутска).

Ожидаемо хорош был оркестр «Санктъ-Петербургъ-оперы» под водительством талантливого Максима Валькова, а из двух сибирских музкомедий пальму первенства стоит отдать оркестру из Барнаула под управлением Владимира Рылова.

Все три спектакля сильны ансамблевой сыгранностью артистов и явным тяготением к советскому прошлому. Так, «Летучая мышь» Александрова играется в варианте Эрдмана и Вольпина (хорошо известный всем по знаменитой экранизации Яна Фрида), а «Княгиня чардаша» в обоих сибирских спектаклях поименована на афише «Сильвой» - и спустя четверть века это название говорит нашей публике гораздо больше, нежели оригинальный венский вариант.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
990
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
611
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1188
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1186

Другие новости