Сцена из рижского спектакля Кирилла Серебренникова "Ближний город". Фото предоставлено пресс-службой Театра-фестиваля "Балтийский дом".
Спектаклем «Иванов» Эймунтаса Някрошюса открылся XXVII фестиваль «Балтийский дом», который проходит в одноименном театре и завершится 21 октября. «Иванов», первый опыт сотрудничества литовского мэтра с труппой Хорватского Национального театра в Загребе, был сыгран под грифом «премьера в России». Так маркированы и другие предстоящие спектакли, в том числе Люка Персеваля и Кирилла Серебренникова.
Возникший в начале 90-х «Балтийский дом» давно стал театральным брендом Петербурга. Фестиваль всегда отличался авантюрным духом. Здесь удивляют, расширяют горизонты, сдвигают привычное восприятие зрителя. Здесь ценятся эксперименты, авторская режиссура, новые и часто совершенно радикальные художественные средства. Благодаря этому фестивалю российский зритель узнал об Алвисе Херманисе, Андрие Жолдаке, Люке Персевале, Римасе Туминасе, Эльмо Нюганене. «Балтийский дом» — один из немногих театральных форумов, имеющих тематическую направленность. Составляя программу, организаторы делают связующий жест: то задаются вопросом, что такое «живой театр» или какова «анатомия театра», то делают главным героем какую-то персону нынешней сцены.
Казалось бы, осенью 2017 года, когда учреждения культуры выстраивают свои программы вокруг 100-летия Октября, сам бог велел фестивалю обрести революционный пафос. Но «Встречи в России» — весенний форум театра-фестиваля «Балтийский дом» — уже заигрывали с образностью революции; и вновь акцентировать эту тему уже не будут. Девизом фестиваля «Балтийский дом»-2017 стало название венгерского спектакля Корнеля Мундруцо «Имитация жизни» (7 и 8 октября), который уже потряс воронежских зрителей: с ним связано самое мощное впечатление Платоновского фестиваля в разделе «драма».
— Нельзя сказать, что, связав «Встречи в России» с революционной темой, мы исчерпали ее, — объяснила «Независимой» арт-директор «Балтийского дома» Марина Беляева. — И потом, понятие «имитация жизни» включает в себя много аспектов и не отменяет возможности размышлять о революции с ее мечтами о светлом будущем и ее утопиями, а стало быть, так или иначе — с ее имитацией. Программа «Балтийского дома» побудит публику задуматься, как и зачем сегодняшний театр подражает жизни, имитирует ли он ее, а если да, то насколько это правдиво и насколько затрагивает сидящих в зрительном зале.
2017 год — юбилейный для постоянного участника «Балтийского дома» Эймунтаса Някрошюса: в ноябре мастеру исполнится 65. Питерская публика увидит премьеру еще одного юбиляра и давнего друга этого фестиваля — Люка Персеваля, весной отметившего 60-летие. В рамках фестиваля режиссер даст мастер-класс по йоге, пройдет видео-ретроспектива его спектаклей, вживую публика увидит три спектакля по романам Золя о семействе Ругон-Маккаров. «Трилогия моей семьи» будет идти целый день (14 октября): с полудня и почти до полуночи.
— Это была мечта режиссера, чтобы петербургская публика увидела три спектакля в один день, как единое полотно, — рассказала Марина Беляева. — Первые две части, «Любовь» и «Деньги», уже идут на сцене гамбургского театра «Талия»; «Голод», третья часть трилогии, выйдет только в сентябре, так что зритель увидит совсем свежую работу.
Отслеживая творческую судьбу своих давних друзей-режиссеров, «Балтийский дом» при этом старается открыть Петербургу новые имена и коллективы.
— Очень рекомендую обратить внимание на театр BAAD из Дании, расширяющий представление о театре кукол и предметов, — говорит Марина Беляева. — BAAD размещается на борту старого корабля, пришвартованного к набережной в центре Копенгагена. Коллектив приедет со спектаклем «Железное кольцо» (8 и 9 октября), положенным на «Ленинградскую» симфонию Шостаковича. Действие продолжается ровно столько, сколько длится симфония. Этот, казалось бы, внешне простой, без единого слова спектакль пронзителен и поставлен с чутким пониманием трагедии, случившейся с Ленинградом во время войны.
В афише выделяются три постановки, которые вроде больше подходят «Встречам в России»(специализируются на русскоязычных театрах зарубежья). Но, вероятно, руководство театра-фестиваля посчитало, что эти спектакли соответствуют высокому европейскому уровню, к которому стремится осенний форум. Алматинский театр «Жас Сахна» из Казахстана привезет «Последний экзамен» (13 октября), поставленный по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», действие которой режиссер Барзу Абдуразаков перенес в Казахстан наших дней. Тбилисский русский театр - трагический спектакль Автандила Варсимашвили «А.Л.Ж.И.Р.» (11 октября) — об одном из самых страшных сталинских лагерей, название которого переводится как «Акмолинский лагерь жен изменников Родины». А Гродненский театр кукол - спектакль «Чеховъ. Чайка» (12 октября) Олега Жюгжды — одного из самых авторитетных режиссеров кукольного театра.
16 октября в Эрмитажном театре в рамках фестиваля в 14-й раз состоится церемония вручения премии «Балтийская звезда». В этом году лауреатами стали Регимантас Адомайтис, Эдуард Кочергин, Люк Персеваль, Борис Эйфман; в номинации «Память» — Антон Губанков, а в номинации «За поддержку культуры» — творческий центр «Борей арт».
Закроется фестиваль 21 октября «Ближним городом» — рижским спектаклем Кирилла Серебренникова по пьесе Марюса Ивашкявичуса, поставленным в Латвийском Национальном театре. Сразу после Петербурга спектакль отправится в Москву на фестиваль «Территория», где будет сыгран 24 и 25 октября.
Санкт-Петербург