Зимний сад с трудом вместил всех желающих послушать лекцию. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Два оригинальных просветительских проекта запустили в столице 1 октября, в Международный день музыки. Первый подготовлен силами одной из самых крупных концертных организаций страны – Московской филармонией, называется он «Мама, я меломан». Второй – интернет-сайт stravinsky.online – сделали молодые музыковеды, выпускники и студенты Московской консерватории и Академии им. Гнесиных.
Московская филармония, организация на сегодняшний день крайне успешная (чего стоят очереди со списками в дни продажи абонементов и рекордные суммы выручки), на достигнутом не останавливается. Перед продюсерами (здесь они называются директорами программ) стоит задача привлечения новой публики. Несколько лет назад довольно удачно была сделана ставка на маленьких детей – и соответственно их родителей: абонемент «Сказки с оркестром», где известные артисты читают известные сказки в сопровождении симфонического оркестра, был и остается в числе самых продаваемых.
На сей раз ставку делают на самую сложную часть общества – молодежь, которая упорно считает, что филармония – это для бабушек. Поэтому филармонические продюсеры и маркетологи, которым, к счастью, и самим около тридцати, пропустили задачу через фильтр (условно) «хипстерских» пристрастий. Модно, коротко, не поверхностно – но и не слишком сложно, с виртуальными заигрываниями (в том числе и трансляцией на сайте). В результате появился проект «Мама, я меломан» – это серия вечерних концертов (в 23 часа) в одном отделении, с предварительной лекцией известного, но хорошо чувствующего аудиторию музыковеда, грамотным буклетом и собственным сайтом, где у публики есть возможность проголосовать и выбрать композиторов, чью музыку хотелось бы услышать. Да, к участию в этой серии приглашены оркестры с отличной репутацией. Солистов обещают соответствующих. Вступительные лекции читает молодой музыковед Ярослав Тимофеев (он же – автор текстов в буклете) и делает это необычайно увлекательно, намечая вехи, помогая «проложить путь» к ключевым моментам исполняемых сочинений.
В первом концерте выступил Госоркестр им. Светланова (дирижировал Валентин Урюпин) и солистка Пермского оперного театра Надежда Павлова – та самая, что прославилась исполнением партии Виолетты Валери в спектакле Боба Уилсона и Теодора Курентзиса «Травиата».
Надежда блистательно исполнила «Вокализ» Рахманинова – пока что публика голосует за топ-десятку: Бетховена, Верди, Чайковского, Рахманинова. Попали в эту славную компанию не менее славные Прокофьев и Стравинский. Быть может, к концу года наберут голоса лидеры послевоенного авангарда Штокхаузен и Булез (но вряд ли). Как говорит специалист по продвижению проектов филармонии Мария Чалых, «Мама, я меломан» – это дверка, через которую в идеале неофит попадает в филармонический мир и дальше выбирает себе проект по вкусу – фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» или, скажем, барочный абонемент».
Не менее сложную задачу ставят и авторы сайта stravinsky.online (по имени одного из самых талантливых композиторов прошлого века, который, к слову, возможно, дал старт новому времени в искусстве или как минимум в музыкальном театре, когда в Париже с диким скандалом прошла премьера его балета «Весна священная»). Посвящен этот ресурс пропаганде новой музыки по двум направлениям: новостной раздел посвящен актуальным событиям в названной отрасли, раздел эссе – разного рода концептуальным статьям и размышлениям. В качестве стартовой предложена тема статьи самого авторитетного немецкого музыковеда Карла Дальхауза «Почему так трудно понимать новую музыку?». Написан этот текст в 1986 году, сам же вопрос возник куда раньше, семью этак десятками лет, и актуален до сих пор. К счастью, в 2017-м уже мало кто считает, что музыка Шенберга (о ней, в частности, идет речь в тексте Дальхауза) – что-то вроде «кошка ходит по роялю» (а слушатели концерта молодого Сергея Прокофьева, который осмелился включить в программу сочинения австрийского коллеги, хохотали в голос), но тема актуальности не теряет. И сегодня, как пишет Дальхауз, «тон, которым те, кому феномен чужд, утверждают о себе, что они «не понимают» новой музыки, меняется от агрессивного к растерянному, лишь изредка становясь просто незаинтересованным и лишенным аффектации. Новая музыка относится к феноменам, в отношении которых, по-видимому, трудно оставаться нейтральным». Для них – как и для ревностных ценителей – работает новый ресурс.