В спальне Лизы – висячие сады, и мебель тоже подвешена. Фото предоставлено пресс-службой проекта
В старинной усадьбе Гончаровых-Филипповых на Яузе готовится премьера музыкального спектакля «Пиковая дама», поставленного в модном нынче жанре променада. За несколько дней до начала проката – он стартует 1 октября – представление показали прессе и сочувствующим. Над проектом вместе с командой продюсеров работают режиссер Александр Легчаков и сценограф Полина Бахтина.
Иммерсивные спектакли – то есть обеспечивающие зрителю эффект присутствия, погружения в театральное действие, ломающие условную четвертую сцену – в российской столице имеют небывалый, в том числе и коммерческий успех. Два хита прошедшего сезона – «Черный русский» и «Вернувшиеся» – принесли организаторам немалые доходы (в первом случае по данным журнала Forbes, во втором – судя по количеству сыгранных с аншлагом спектаклей: после запланированных двух месяцев проката шоу продлили еще почти на полгода). Продюсеры, что называется, попали в яблочко, избрав формат дорогого, может быть, даже гламурного шоу, которое может быть каким угодно, но только не скучным. Спрос не заставил себя ждать – белые воротнички, до сих пор боявшиеся театра как огня, обеспечили сногсшибательные аншлаги.
Не пускаясь в описание (смотри подробный материал об этих спектаклях в «НГ» от 28.11.16), отметим некие внешние признаки постановок. Произведение из классики, специфическая локация – особняк в центре Москвы, целиком обустроенный под место действия, наконец, некая мистериальная атмосфера, даже саспенс, обеспеченный сценографией, светом и музыкальным сопровождением. Здесь обустроены бары, где можно подождать начала или расслабиться по окончании, даже пообщаться с артистами, в течение спектакля иногда предлагаются еда или напитки. Как правило, гостям выдают маски и не разрешают их снимать до самого конца – видимо, некоторое обезличивание публики способствует погружению и, главное, технически отличает артиста или службу зала (регулируют потоки, помогают расставить зрителей, следят за порядком) от гостя. Разумеется, цены на билеты довольно высокие, что публику не смущает.
«Пиковую даму» выделяет ее музыкальная составляющая, а именно – использование музыки Чайковского и, как следствие, участие в постановке профессиональных певцов и пусть и скромного размером, но оркестра. Как заявляют организаторы, вся звучащая в особняке музыка – живая.
Собственно, организация музыкального пространства было скорее всего самым сложным – и стало самым удачным элементом постановки. Как правило, на музыкальный ряд ориентируются в таких спектаклях артисты (в частности, в «Вернувшихся», где у каждого персонажа – своя траектория движения, и сигнал к действию дает именно музыка). Здесь же – не условная «кнопка» в звукооператорской, а 30 музыкантов оркестра и дирижер, они не могут переходить из зала в зал, но их должно быть хорошо слышно – как публике, так и певцам, разумеется. Проблему решили с помощью аппаратуры, звукорежиссера и второго дирижера: звучание оркестра транслируется через колонки, второй дирижер переходит вслед за артистами и управляет уже непосредственно ими. Не сказать, чтобы звук был идеально выстроен – но будем надеяться, что это дело последних репетиций перед премьерой. А вот редукция партитуры сделана неплохо, «швы» практически незаметны (композитор Никола Мельников).
К сожалению, с остальными элементами спектакля есть недоработки, иные – поправимы, иные – скорее всего нет. Главный вопрос, который задает себе профессиональный зритель, – на какого зрителя рассчитан спектакль? Если на неофита, который прикоснется к миру оперы («Пиковая дама» в этом случае – идеальный выбор, так как сама музыка, даже вне зависимости от качества исполнения, не может не зацепить) и потом захочет познакомиться с ним поближе, купит билет в Большой театр, – то, возможно, цель будет достигнута. Вот только проблема театра, да и вообще искусства, в том, что как только ты ограничиваешь круг своего зрителя, продукция не выходит. Самое сложное в этом случае – сделать так, чтобы был удовлетворен и неофит, и любитель, и знаток, и профессионал, чтобы каждому было по-своему интересно.
Локация выбрана, конечно, со смыслом – фамильный особняк семейства Гончаровых, который азартный дед Натальи Николаевны (в замужестве) Пушкиной отдал за карточные долги. Не сказать, что дом идеален для спектакля-бродилки, то и дело приходится возвращаться в одну из четырех локаций – зал с колоннами, где как раз находится оркестр, будуар Графини, условный игорный дом на первом этаже, далее – через комнату трехрукого слуги и зеркальный коридор – на третий этаж, в просторную комнату Лизы. Правда, зрительские потоки организованы довольно грамотно, без толкотни.
Обстановка дома хоть и продумана – но эффекта присутствия не обеспечивает, мебель «под старину» плюс немногочисленные аксессуары выглядят тем, чем и являются, – декорацией. Простенький видеоряд скорее обессмысливает, чем добавляет требуемого эффекта. Здесь бы работать с помощью света и, возможно, театральных технологий (вроде дыма и прочего) – чтобы было ощущение загадки, таинственности, пресловутой мистерии, чтобы зритель заразился атмосферой, а не наблюдал попытки ее создать со стороны.
Здесь – дело за мелочами: когда зритель стоит на расстоянии вытянутой руки, он видит каждый стежок на платье и не прощает дешевых тканей. Он видит, как артист – будь он главный герой или статист-слуга – хоть на секунду вышел из образа, даже в перерывах между сценами, почесался или поправил костюм. Почему, наконец, на игорном столе бесконечно крутится примитивное видео с карточной колодой? Накиньте зеленое сукно!
Наконец, самые большие проблемы – собственно, с адаптацией сюжета. Введена линия масонов – в самой первой сцене, куда зрителей приводят с завязанными глазами (это действительно интригует), мы становимся свидетелями обряда посвящения, посвящают, кстати, Пушкина, который потом и становится проводником и рассказчиком. Потом дают понять, что Графиня тоже была близка масонской ложе. Эта линия никак не раскрывается в дальнейшем, и к чему тут она – неясно. Но самое странное, что сложно вообще добраться до сути дела. Что Герман (будем оперировать именами персонажей оперы Чайковского) влюблен – не сказано, его соперник Елецкий вообще выключен из повествования. Тем, кто Пушкина не читал, уловить линию будет непросто, те же, кто с «Пиковой дамой» знаком, остаются разочарованы интерпретацией сюжета.
Германа, к слову, в одном из составов поет Петр Налич – если не предъявлять требования как к солисту оперного театра, то справляется. Правда, слишком рано принял на себя образ молодого человека с двинутой психикой, минимум развития. Графиня с выбеленным лицом образ вестницы смерти отыгрывает. Молодежь (Лиза, Полина) старается. Удачнее всех здесь – квартет приятелей Германа, это уже опытные артисты, которым как раз под силу «захватить» зрителя. А потому когда Томский во время своей знаменитой баллады выхватывает из зала девушку и сажает за игорный стол, та еще долго не может прийти в себя. Хоть одна из 54 – ровно столько билетов продается на каждый спектакль, по числу карт во французской колоде, – но испытала чудеса иммерсивного театра.