0
5482
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2017 00:01:00

Ночная мистерия от Теодора Курентзиса

Тэги: музыка, московские концерты, пермский театр, теодор курентзис


музыка, московские концерты, пермский театр, теодор курентзис Старинная и современная музыка исполнялась при свечах. Фото Сергея Боголепова со страницы «Концерты в соборе на Малой Грузинской» в «ВКонтакте»

В Москве оркестр и хор MusicAeterna завершили грандиозное, длиной в три месяца, турне: Зальцбург, Женева, Париж, Вроцлав и, наконец, столица. Концерты в Камерном зале Московского международного Дома музыки и в Римско-католическом соборе прошли в лучших традициях пермяков – начинались поздно, заканчивались, соответственно ближе к ночи за что московские таксисты Курентзису премного благодарны.

Маэстро приготовил хоть и не новую, но уже успешно опробованную программу: в Доме музыки исполнили оперу Аны Соколович «Свадьба» (ее премьера прошла на Дягилевском фестивале в Перми), в костеле – духовные произведения композиторов разных эпох (эта программа впервые прозвучала в Берлинской филармонии). Оба мероприятия вызвали небывалый ажиотаж – и если Дом музыки еще как-то справлялся с наплывом слушателей, то собор на Малой Грузинской такой наплыв народа наблюдает скорее всего только по большим праздникам: публику рассаживали на приставные стулья.

Сложнейшую авангардную партитуру канадско-сербского композитора Аны Соколович для шести голосов а капелла блестяще исполнили солистки Пермского театра – Ирина Багина, Надежда Павлова, Наталия Ляскова, Анастасия Егорова, Элени-Лидия Стамеллу и Альфия Хамидуллина. Под уверенным руководством Теодора Курентзиса и хормейстера Ольги Власовой они продемонстрировали, пожалуй, все возможности человеческого голоса: глиссандо, пение с закрытым ртом, имитация эха, звукоподражание и другие вокальные приемы на сербском языке органично сосуществовали с экспрессивным плачем-причетом, стилизацией под народно-примитивное пение и ритмикой в духе рэпа; оживленную подготовку к свадьбе сменяли горькие думы невесты, смех – слезы. Некоторые постановочные элементы присутствовали: порой певицы перемещались вокруг свечей или заводили обрядовый танец.

Ритуальная атмосфера царила и на следующий вечер, но теперь уже в пространстве Римско-католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Камерный ансамбль и хор MusicAeterna устроили свое священнодействие и призывали слушателей присоединиться к их нерасторжимому «братству». И даже если бы исчезли все эти черные рясы и свечи (к сожалению, умноженные огоньками бесконечных селфи) – это не снизило бы ни градуса мистериальности атмосферы, ни убедительности исполнения, как и самой программы. И выразительное песнопение «O vis aeternitatis» средневековой монахини Хильдегарды Бингенской, и сонорная пьеса «Lux Aeterna» авангардиста Дьердя Лигети в равной степени погружали в магию звука и слова, обращенных к Богу. Концерт для хора Альфреда Шнитке (на слова Григора Нарекаци в переводе на русский язык) предстал как рвущийся на волю призыв, который словно продолжился в «Credo» из Мессы Игоря Стравинского. Хор Генри Перселла «I will sing to the Lord» из оперы «Королева индейцев», а также его антемы «Remember not, Lord, our offences» и «Hear my prayer, O Lord» звучали возвышенно-строго и вместе с тем чувственно. «Salve Regina» Арво Пярта пермский коллектив провел почти на одном дыхании, бережно относясь к каждой ноте.

Помимо исполнения Струнного квартета № 1 Лигети и «Es sang vor langen Jahren» для скрипки, альта и голоса Пярта неожиданным «бонусом» программы стали два сочинения современных, но не очень известных в нашей стране композиторов. Первый из них – серб Марко Никодиевич – на основе аккордов мадригала Джезуальдо создал нечто вроде электронного даба, реализованного инструментами (пьеса так и называется – «Gesualdo dub»). А в пьесе норвежца Кнута Нюстеда «Immortal Bach» стихи хорала «Komm suesser Tod» воспроизводились разными хоровыми группами: удивительный стереофонический эффект наполнял пространство собора благозвучием, завершая таким образом ночную мистерию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1356
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1084
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1066
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1305

Другие новости