0
5413
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2017 00:01:00

Ночная мистерия от Теодора Курентзиса

Тэги: музыка, московские концерты, пермский театр, теодор курентзис


музыка, московские концерты, пермский театр, теодор курентзис Старинная и современная музыка исполнялась при свечах. Фото Сергея Боголепова со страницы «Концерты в соборе на Малой Грузинской» в «ВКонтакте»

В Москве оркестр и хор MusicAeterna завершили грандиозное, длиной в три месяца, турне: Зальцбург, Женева, Париж, Вроцлав и, наконец, столица. Концерты в Камерном зале Московского международного Дома музыки и в Римско-католическом соборе прошли в лучших традициях пермяков – начинались поздно, заканчивались, соответственно ближе к ночи за что московские таксисты Курентзису премного благодарны.

Маэстро приготовил хоть и не новую, но уже успешно опробованную программу: в Доме музыки исполнили оперу Аны Соколович «Свадьба» (ее премьера прошла на Дягилевском фестивале в Перми), в костеле – духовные произведения композиторов разных эпох (эта программа впервые прозвучала в Берлинской филармонии). Оба мероприятия вызвали небывалый ажиотаж – и если Дом музыки еще как-то справлялся с наплывом слушателей, то собор на Малой Грузинской такой наплыв народа наблюдает скорее всего только по большим праздникам: публику рассаживали на приставные стулья.

Сложнейшую авангардную партитуру канадско-сербского композитора Аны Соколович для шести голосов а капелла блестяще исполнили солистки Пермского театра – Ирина Багина, Надежда Павлова, Наталия Ляскова, Анастасия Егорова, Элени-Лидия Стамеллу и Альфия Хамидуллина. Под уверенным руководством Теодора Курентзиса и хормейстера Ольги Власовой они продемонстрировали, пожалуй, все возможности человеческого голоса: глиссандо, пение с закрытым ртом, имитация эха, звукоподражание и другие вокальные приемы на сербском языке органично сосуществовали с экспрессивным плачем-причетом, стилизацией под народно-примитивное пение и ритмикой в духе рэпа; оживленную подготовку к свадьбе сменяли горькие думы невесты, смех – слезы. Некоторые постановочные элементы присутствовали: порой певицы перемещались вокруг свечей или заводили обрядовый танец.

Ритуальная атмосфера царила и на следующий вечер, но теперь уже в пространстве Римско-католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Камерный ансамбль и хор MusicAeterna устроили свое священнодействие и призывали слушателей присоединиться к их нерасторжимому «братству». И даже если бы исчезли все эти черные рясы и свечи (к сожалению, умноженные огоньками бесконечных селфи) – это не снизило бы ни градуса мистериальности атмосферы, ни убедительности исполнения, как и самой программы. И выразительное песнопение «O vis aeternitatis» средневековой монахини Хильдегарды Бингенской, и сонорная пьеса «Lux Aeterna» авангардиста Дьердя Лигети в равной степени погружали в магию звука и слова, обращенных к Богу. Концерт для хора Альфреда Шнитке (на слова Григора Нарекаци в переводе на русский язык) предстал как рвущийся на волю призыв, который словно продолжился в «Credo» из Мессы Игоря Стравинского. Хор Генри Перселла «I will sing to the Lord» из оперы «Королева индейцев», а также его антемы «Remember not, Lord, our offences» и «Hear my prayer, O Lord» звучали возвышенно-строго и вместе с тем чувственно. «Salve Regina» Арво Пярта пермский коллектив провел почти на одном дыхании, бережно относясь к каждой ноте.

Помимо исполнения Струнного квартета № 1 Лигети и «Es sang vor langen Jahren» для скрипки, альта и голоса Пярта неожиданным «бонусом» программы стали два сочинения современных, но не очень известных в нашей стране композиторов. Первый из них – серб Марко Никодиевич – на основе аккордов мадригала Джезуальдо создал нечто вроде электронного даба, реализованного инструментами (пьеса так и называется – «Gesualdo dub»). А в пьесе норвежца Кнута Нюстеда «Immortal Bach» стихи хорала «Komm suesser Tod» воспроизводились разными хоровыми группами: удивительный стереофонический эффект наполнял пространство собора благозвучием, завершая таким образом ночную мистерию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1154
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
583
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
509
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
640

Другие новости