Обладатель роскошного баса Годердзи Джанелидзе стал победителем конкурса. Фото предоставлено пресс-службой конкурса.
Ныне в состязании приняли участие около двухсот человек, но найти среди них достойного победителя оказалось для жюри задачей совсем не из легких. Уж второй конкурс проходит без Елены Образцовой. Великая певица основала турнир начинающих вокалистов в 1999 году, и со свойственным ей великодушием решила допускать до состязания всех желающих, без какого-либо предварительного отбора, поэтому первый тур всегда немного похож на розыгрыш лотереи, так все конкурсанты исполняют лишь одну арию. И жюри, в состав которого всегда входят исключительно первые лица мировой оперы, трудятся будто участники изнурительного марафона.
Благодаря приглашению в Петербурге в качестве конкурсных арбитров в разные годы побывали Джоан Сазерленд, Федора Барбьери, Рената Скотто, Тереза Берганца, Эва Мартон, Луиджи Альва, Хуан Понс и многие по-настоящему выдающиеся певцы ХХ столетия. В этот раз в жюри было трое знаменитых певцов – китаянка Шучжэнь Го, удивившая мир своими Татьяной и Мими в середине прошлого века, выдающийся испанский тенор Джакомо Арагаль и уникальный перуанский тенор Эрнесто Паласио, который ныне возглавляет Россиниевскую академию Альберто Дзедды и фестиваль в Пезаро. Еще в жюри было трое руководителей очень важных и мощных руководителей молодежных программ: Дмитрий Вдовин –Большого театра, Дэвид Гоуланд – худрук программы Джетт Паркер в «Ковент-Гарден» и Лариса Гергиева – глава Академии молодых певцов Мариинского театра. После ухода Елены Васильевны именно Лариса Абисаловна стала художественным руководителем ее конкурса.
Естественно, выступить перед столь значимым жюри мечта многих певцов, кто только ищет свой путь в профессии. И общий состязательный уровень оказался реально международным (соревновались представители 21 страны, в том числе Армении, Азербайджана, Украины, Беларуси, Польши, Финляндии, Болгарии, Великобритании, Израиля, Литвы, Норвегии, Сербии и Македонии, а также, Китая, Южной Кореи, Монголии и Японии) с довольно сильным по качеству голосов.
Первые два тура проходили в комплиментарном акустически Малом зале Филармонии. И во второй тур вместо сорока по регламенту пропустили на восемь певцов больше. За победу в финале боролись 15 человек. И удивительно, на конкурсе Елены Образцовой в третьем туре не было ни одного меццо-сопрано!
Многим пробиться в решающий раунд соревнования помешало не только конкурсное волнение, но и, прежде всего, ошибочный выбор репертуара и попытка представить свой голос не таким, каков он есть на самом деле, а более крупным и мощным.
Да и поставленные в сложные условия Большого зала Филармонии и перед необходимостью петь с оркестром многие, мягко говоря, «потерялись». В итоге вердикт жюри, если и не выглядел «соломоновым решением», то вполне отражал сложившуюся конкурсную ситуацию.
Чудесная сопрано Диляра Идрисова, выглядевшая фавориткой конкурса, взяла лишь «бронзу» и премию в 250 тысяч рублей, к тому же разделив ее с сопрано Анастасией Донец – питомицей Академии молодых певцов при Мариинском театре. Равно как «серебро» и премию в 350 тысяч рублей шикарный монгольский баритон Анхбаяр Энхболд разделил с тенором (также академистом) Шотой Чибировым. Но это как раз тот самый случай, когда говорят: родные стены помогают…
Первое место и премия в полмиллиона рублей досталось солисту Большого театра, обладателю роскошного баса Годердзи Джанелидзе, представляющему на конкурсе родную Грузию. Певец не был безупречным, но ровнее конкурентов прошел испытание конкурсом.
Гран-При, как джек-пот, остался не разыгранным, что абсолютно справедливо. Потому что история конкурса такова, что он всегда доставался певцам, явление которых становилось событием в мире оперы. Елена Образцова вручала высшую награду своего соревнования только басу Ильдару Абдразакову, баритону Виталию Билому и сопрано Юлии Лежневой.
Быть может, такой герой найдется через два года, когда в год 80-летия выдающейся певицы Благотворительный фонд Елены Образцовой, занимающийся сохранением ее творческого наследия, будет проводить уже XII конкурс и отмечать его 20-летие. Очень бы этого хотелось.