Люка Дебарг и Михаил Плетнев раскланиваются перед благодарной публикой. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Начало концертного сезона в Москве традиционно украшает Большой фестиваль Российского национального оркестра, в этом году уже девятый. На открытии у меломанов – к которым, безусловно, относятся и критики – был двойной интерес. Михаил Плетнев пригласил для участия в концерте Люка Дебарга, они впервые музицировали вместе. Представили программу французской музыки с сюрпризом.
Было любопытно – найдут ли творческое взаимопонимание, почувствуют ли друг друга, может даже, уступит ли один другому. Результат, надо сказать, ожидания превзошел. В первом концерте Равеля, «веселом и блестящем», по авторскому определению, невероятным образом оркестр поддержал фантазийную, джазово-импровизационную манеру солиста (известно, что Люка играет и сочиняет джаз, потому он этот концерт проживает особо) – одновременно не теряя ощущения метроритма, все «вертикали» совпали идеально. Да и вообще ансамбль, что в крайних быстрых частях, что в медленной, проникновенной и трепетной, был идеальным. Правда, показалось (хотя это вполне может быть акустический обман), что Дебарг слегка приглушил партию левой руки, отчего невероятно «вкусные» и, быть может, даже более значимые, чем мелодия, гармонии потухли.
Во втором отделении – тот самый сюрприз – сыграли «Прометея» Скрябина для оркестра, хора и солирующего фортепиано. Дебарг исполнял это сочинение впервые и, кажется, с удовольствием погрузился в мир «разрушительных сил Хаоса» и «великого небывалого пожара» (по советскому музыковеду Борису Асафьеву). От целого, правда, осталось впечатление некоторой затянутости и отсутствия движения вперед – но, быть может, это было сознательное решение Плетнева усилить, подчеркнуть контраст между затаенным ожиданием начальных разделов и адскими всполохами финала, которые как раз удались на славу.
Музыка к «Арлезианке» Бизе и Вторая сюита из «Дафниса и Хлои» Равеля подчеркнули, в какой отличной, особенно для начала сезона, форме находится оркестр. Флейтиста Максима Рубцова просто необходимо было представить отдельно, столько на его скромную долю выпало сольных – и феерически исполненных – фрагментов. Впрочем, изысканные инструментовки вообще отличают французскую музыку, и солирующих инструментов было достаточно, начиная со скрипки и заканчивая саксофоном, и на поклонах можно было поднять каждого музыканта. Сочный унисон Увертюры к «Арлезианке» и мерцающие огоньки «Рассвета» из «Дафниса и Хлои», скорее маршевая – не разгульно-праздничная, – но, безусловно, энергичная фарандола из Бизе и ликование «Общего танца» Равеля – все это оркестр блистательно передал.
Возвращаясь к Плетневу и Дебаргу: редкий случай, когда Михаил Васильевич улыбался, с удовольствием выходил на поклоны и очень одобрительно поздравлял младшего коллегу. Наконец – следуя призывам публики (аплодисменты были бесконечными), сам попросил Люку сыграть что-то на бис, снял с пюпитра ноты Скрябина и присел на дирижерскую подставку. Дебарг довольно причудливо и изобретательно сыграл знаменитый фрагмент из Гимнопедий Сати, тем самым поставив точку во французской программе – с сюрпризом.
Большой фестиваль РНО за годы выработал не слишком строгую, но все же концепцию. Так, несколько лет в Москву приезжал легендарный итальянский дирижер и главный специалист по операм Россини Альберто Дзедда. Его выступление было анонсировано и в этом году – но маэстро, не дожив года до 90-летия, скончался. Его памяти посвятит свой сольный концерт Ольга Перетятько, певица, которую Дзедда высоко ценил (19 сентября). Знаменитый Второй концерт Сен-Санса исполнит сам Михаил Плетнев, также в программе этого вечера – раритетная Третья симфония Лятошинского, советского композитора, чья музыка на удивление чаще звучит в Европе, чем в России (23 сентября, дирижирует Кирилл Карабиц). Наконец, на закрытии Плетнев представит в концертном исполнении оперу Даргомыжского «Русалка» – надо с сожалением признать, сочинение сегодня не менее раритетное (в смысле частоты его появления на сцене), чем симфония Лятошинского.