0
4827
Газета Культура Интернет-версия

01.09.2017 00:01:00

Элементарные частицы музыки Моцарта

Тэги: культура, фестиваль, камерная музыка, моцарт, лейф уве андснес, норвегия, розендале


культура, фестиваль, камерная музыка, моцарт, лейф уве андснес, норвегия, розендале Пианист и идеолог фестиваля Лейф Уве Андснес приветствует гостей форума. Фото Liv Ovland

Знаменитый норвежский пианист Лейф Уве Андснес во второй раз провел Фестиваль камерной музыки в маленьком норвежском Розендале, посвятив его Моцарту и собрав наряду с элитой исполнительского искусства молодых музыкантов.

На другом полюсе бушующих оперных страстей и жарких дискуссий в летних фестивальных столицах вроде Зальцбурга, Экс-ан-Прованса, Байройта или Глайндбурна царит полюс мирного диалога, обретенной гармонии, слияния с природой – в тени этих далеких от покоя оперных ярмарок тщеславия. Юный фестиваль в Розендале представил любопытный феномен. Камерную музыку, как известно, нужно беречь от натиска алчного большого мира. А беречь означает так или иначе ее популяризировать, открывая путь к широкому слушателю, желательно платежеспособному. Но в Розендале могут себе позволить абсолютно другой взгляд на проблему – не замечать ее. Так же, как иные энтузиасты стремятся сохранить исчезающий вид фауны, отправляя его в дальние, труднодоступные райские земли, организаторы фестиваля в Розендале решили устроить рай для обожаемой камерной музыки вдали от шумной цивилизации. Здесь собралось более десятка лучших в мире виртуозных солистов, музыкантов-лириков: альтистка Табеа Циммерман, меццо-сопрано Анне-Софи фон Оттер, кларнетист Мартин Фрёст, клавесинист Кристиан Безуйденхойт, пианист Франческо Пьемонтези, скрипач Кристиан Тецлафф, виолончелистка Таня Тецлафф, валторнист Хосе-Висенте Кастельо, фаготист Одун Халворсен, гобоистка Мицухо Йоши-Смит, струнный квартет Opus 13.

Чтобы добраться до Розендаля – местечка крошечного, но невероятно живописного, как, впрочем, все в Норвегии, – нужно сесть на кораблик в Бергене, который домчит вас до пункта назначения за полтора часа вдоль умопомрачительных гор и долин, где домики расставлены как в уютной детской игре, а густые леса кажутся заботливо постриженными. На этом кораблике можно встретить и публику, стремящуюся на фестиваль, и туристов со всего света, движущихся любоваться фьордами, горными вершинами, величественными пейзажами.

Руководитель фестиваля Лейф Уве Андснес, норвежский национальный герой, рассказал, что выбор места был неслучаен и давно готовился. Именно там, вдали от суеты, «где только Бог да я», как поется в романсе Рахманинова «Здесь хорошо», он на протяжении двадцати пяти лет давал раз в году сольный концерт в главном усадебном доме барона Розендаля с розарием и английским садом. История этого живописного поместья настолько же поэтична, насколько и показательна для истории страны. Эта земля стала в Норвегии в 1678 году единственным баронством, основанным датско-норвежским королем Кристианом V. Самая богатая норвежская невеста того времени Карен Моват вышла замуж за бедного датского аристократа Людвига Розенкранца. В качестве свадебного подарка они получили землю, где и построили Розендаль. Имение принадлежало семье Розенкранцев всего три поколения, а затем вернулось под власть короны. Сегодня немногочисленным аристократическим семьям Норвегии так важно собираться в этом сказочно красивом месте как минимум раз в год, чтобы ощутить единство душ и настроений. Но в отличие от Бергенского фестиваля, где на открытии наряжаются в норвежские национальные платья с цветочными орнаментами, или немецких, где публика надевает трахтены и дирндли (традиционные баварские мужской и женский костюмы. – «НГ») для усиления эффекта – здесь все демократично.

Главный зал на 600 мест возник на месте бывшей овечьей фермы, овцы пасутся тут и сейчас чуть поодаль и, к слову, имеют помещение, внешне немногим отличающееся от концертного зала. Если на первом фестивале этот зал с акустической точки зрения оказался уязвимым, то ко второму соорудили более совершенную систему с помощью специалистов из фирмы Meyer Sound. Говорят, что по сравнению с прошлым годом звук в зале обрел более богатые характеристики. Среди тех, кто мог оценить чудо акустического преображения, были в основном те, кому за 50. Одна из англоговорящих слушательниц спросила свою подругу во время антракта: «Почему так мало молодежи? Наверно, слишком дорогие билеты?» Но как глубоко прав Лейф Уве, уверенный в том, что именно в этом возрасте приходит истинный вкус к камерной музыке. 

Программы составили камерные сочинения Моцарта, изобретательно и крайне деликатно «смонтированные» с музыкой Брамса, Лигети, Мессиана, Равеля, Такемицу, Салонена, Мессиана. В ней было необходимо не столько уловить моцартианство, сколько увидеть Моцарта в одном ряду с композиторами, независимо открывавшими будущее. За четыре дня публика получила редкую возможность услышать большой корпус камерно-инструментального наследия великого зальцбуржца от клавирных сонат до гобойного квартета, дивертисментов и песен. Моцарт чурался догм и жестких канонов везде, давая волю своему музыкантскому воображению. Но иные страницы его камерной музыки являли Моцарта как художника экзистенциалистского толка, томящегося и тоскующего, ищущего Бога, свободы и счастья. 

В фестивальной долине слушатели обретали феноменальный опыт глубоко интимных, экстатических переживаний отшельников, прибывших на медитацию в горы, выбрав в качестве проводника музыку Моцарта. Обостренно чувствовалась пронзительная нежность звуковой палитры музыкантов круга Андснеса – величайших мастеров ансамблевого музицирования, являвшего эталонное искусство диалога. Теплота и уникальная вокальная природа звука альтистки Табеа Циммерман, в котором нельзя было не услышать отраженного тембра ее бархатистого голоса, идеально резонировали радужным меццо-сопрановым краскам Анне-Софи фон Оттер. Анне-Софи в заключительном концерте из песен Моцарта, Шуберта, «Ариадны на Наксосе» Гайдна и пасторальных зарисовок шведа Адольфа Лендрика Лендблада нашла идеального партнера в лице одухотворенного Кристиана Безуйденхойта. Неизбывной певучестью полнился и кларнетовый саунд Мартина Фрёста. Звук же гостеприимного хозяина фестиваля Лейфа Уве обескураживал своей философичностью, элегантностью жеста, ясностью прочтения, простотой и открытостью манеры. Это музыкальное собрание европейцев не без буддистской суггестии задавало свои настройки миру, теряющему ориентиры элементарного здравого смысла. В следующем году в уютной норвежской долине оглянутся на 100 лет назад и устроят музыкальные беседы на тему искусства времен Первой мировой войны.

Розендаль (Норвегия) – Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1169
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
721
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1408
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1377

Другие новости