Режиссер Кирилл Серебренников после слушания в СК РФ. Фото Антон Кардашов\агентство городских новостей "Москва"
Кирилл Серебренников был взят под стражу ночью в Санкт-Петербурге, где работал над фильмом «Лето» о Викторе Цое. Его этапировали в сопровождении силовиков в Москву в Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета (СКР). Допрос был начат несколько часов спустя по прибытии из Владимира его адвоката. Серебренников отказался признать себя виновным. После допроса его отправили в московский изолятор временного содержания номер один на Петровке.
Привлечение режиссера в качестве подозреваемого по делу о хищении бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», где он ранее проходил свидетелем, стало возможно с появлением показаний бывших бухгалтеров «Седьмой студии» Нины Масляевой (обвиняемой) и Татьяны Жириковой (свидетеля). В ближайшее время следствие должно предъявить Серебренникову официальное обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (до 10 лет лишения свободы) и обратиться в Басманный суд с ходатайством об избрании меры пресечения. Бывший министр финансов Алексей Кудрин написал в своем Twitter, что арест Серебренникова является избыточной мерой, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей.
Заместитель мэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников заявил, что «можно избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы, например подписку о невыезде». Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин обратился в СКР с личным поручительством за Серебренникова.
В разговоре с «НГ» адвокат московского бюро «Аксилиум», кандидат юридических наук Александр Мартинкус напомнил, что в соответствии с законом мерой пресечения по предъявленной режиссеру статье может быть подписка о невыезде, домашний арест, денежный залог (а также поручительство общественных организаций) или содержание под стражей. Последнее избирается, если есть подозрение, что человек может скрыться от следствия и суда, оказывать давление на свидетелей по делу или собирается уничтожить улики по делу. Данные обстоятельства должны быть доказаны следователем – в соответствии с принципом презумпции невиновности. Для чего должны быть представлены письменные или свидетельские показания. Серебренников и его адвокаты не должны оправдываться, доказать, что он может убежать, – дело следствия (у Серебренникова был изъят заграничный паспорт – он физически не может уехать).
«К сожалению, практика наших российских судов такова, что в подавляющем большинстве случаев суды соглашаются с позицией следствия и имеют обвинительный уклон, не прислушиваясь к позиции адвоката. Так что скорее всего будет выбрана мера лишения свободы», – сказал адвокат.
«Хочу также напомнить, что если человека приводят в суд из следственного изолятора, как правило, он получает реальный срок. Защитники Серебренникова должны сейчас доказывать, что у него не «чистое» мошенничество, а мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. На этом можно построить защиту. Вопрос о том, совершил он преступление или нет, в котором его пытаются обвинить, рассматриваться не будет. Суд не об этом. Суд будет только о том, может он убежать от суда и следствия и надо ли его содержать в тюрьме. Если его будут обвинять по статье 159 часть 4, то тезис президента о чрезмерности арестов предпринимателей будет неприменим, нужно будет переквалифицировать действия Серебренникова как действия в предпринимательской сфере», – подчеркнул юрист.