«Акустические пространства» Жерара Гризе идеально прозвучали в старинной Коллегиенкирхе. Фото Марко Боррелли
В Зальцбурге подходит к завершению летний фестиваль, к которому нынче приковано особенное внимание прессы и публики, в том числе российской. Причиной тому художественная политика нового интенданта Маркуса Хинтерхойзера, прошлой осенью возглавившего фестиваль. Он сумел составить программу так, чтобы привлечь в город Моцарта все сословия меломанов: для поклонников оперных звезд – дебют Анны Нетребко с супругом в «Аиде», для эстетов и интеллектуалов – «Воццек» в постановке Владимира Юровского и Уильяма Кентриджа, для тех, кто любит погорячее, – «Леди Макбет Мценского уезда» с Марисом Янсонсом за пультом и авторское прочтение «Милосердия Тита» от Теодора Курентзиса и Питера Селларса, три оперы Монтеверди с Гардинером, Гендель с Чечилией Бартоли и Роландом Вильясоном – вот неполный перечень только оперной части. А еще дюжина концертных циклов, каждый из которых хочется посетить от начала до конца.
Но раньше всех при назначении Хинтерхойзера радовались приверженцы современной музыки, ведь Маркус известен любовью к ней, как и редким мастерством составления концертных программ. За это его так ценил легендарный интендант Жерар Мортье, при котором Хинтерхойзер в рамках основной программы фестиваля возглавлял проект «Течение времени», полностью посвященный новой музыке. И хотя она здесь звучала всегда, именно благодаря Маркусу внутри фестиваля появился как бы еще один со своей яркой концепцией и не менее ярким воплощением.
Пришедший на смену Мортье композитор и дирижер Петер Ружичка в отношении современной музыки, естественно, полагался на свой вкус и опыт. Тем заметнее был контраст, когда следующий интендант Юрген Флимм вновь пригласил Хинтерхойзера: по впечатлениям многих, в это пятилетие концертные программы зачастую были интереснее оперных. Важнейшее достижение этого периода, сопоставимое с московскими завоеваниями Владимира Юровского на посту руководителя фестиваля «Другое пространство», – вывод современной музыки из гетто. Программы составлялись не по принципу «тут у нас современная музыка, а вот тут – классическая», но так, что на них стали ходить все. В рамках придуманного Хинтерхойзером цикла «Континенты» каждый год представлялась одна из крупных фигур ХХ века – Джачинто Шелси, Эдгар Варез, Сальваторе Шаррино, Вольфганг Рим. И к каждому Хинтерхойзер находил нетривиальный подход: например, в программу Вареза включал музыку Рихарда Штрауса и Клаудио Монтеверди, потому что Варез в молодости руководил хором, исполнявшим старинную музыку, и писал симфонические поэмы по типу штраусовских, которые затем уничтожил. Все эти неожиданные смешения и тонкие параллели дали публике возможность вовлечься в орбиту современного искусства.
Вернувшись в Зальцбург в качестве интенданта, Хинтерхойзер не стал копировать свои прежние схемы и предложил два монографических проекта: «Время с Шостаковичем» и «Время с Гризе». В первом цикле, центром которого стала постановка «Леди Макбет», «время» скорее следует трактовать как эпоху со своим особым обликом, где сошлись многие исторические перекрестки. «Время с Гризе», в первую очередь, – исследование самого феномена времени. Концерты цикла позволяют не просто провести несколько часов, открывая для себя музыку композитора, но и пережить новый экзистенциальный опыт. Восемь программ объединили сочинения Жерара Гризе, Дьёрдя Лигети, Оливье Мессиана, Йоханнеса Окегема, Джачинто Шелси, Тристана Мюрая, Яниса Ксенакиса, Клода Вивье, Кайи Саариахо, Георга Фридриха Хааса и Рихарда Вагнера – каждый из них по-своему работал с категориями континуальности и природы звука, создал свою неповторимую звуковую вселенную. В числе участников цикла были оркестр Баварского радио с Кентом Нагано, Пьер-Лоран Эмар, ансамбль Klangforum Wien, оркестр Венского радио, труппа Анны Терезы Кеерсмакер и целый ряд не менее именитых исполнителей.
Музыку Жерара Гризе, лидера французской школы спектральной композиции, одного из ключевых композиторов последней трети прошлого столетия, играть очень трудно. Гораздо легче слушать: при всей композиционной сложности музыкальный язык Гризе ясен для восприятия, что дает ему потрясающие коммуникационные свойства и огромную силу воздействия.
В предисловии к первому исполнению цикла «Акустические пространства» (Les Espaces Acoustiques) Гризе сформулировал основные принципы композиторской техники, поставив на первое место тезис «сочинять не ноты, а звуки». Его музыка не требует от слушателя усилий по вниканию в сложные схоластические конструкции, столь любимые послевоенным авангардом, но требует, по сути, лишь одного – раскрыть уши и сердце, быть готовым впустить в себя звуковые потоки, вибрировать на одной волне с ними. Ведь восприятие музыки Гризе – отчасти физиологический процесс: в основе его метода лежит спектральный анализ звука и обертонов, сопровождающих любой резонирующий тон, то есть работа с самой природой звука, с явлениями, которые человек способен воспринимать на уровне подсознания. Гризе исследует звук изнутри, раскладывая его на спектр и получая неприкрытую правду звуковой материи, откуда рождается новая красота.
Воздействие музыки Гризе и его коллег, так или иначе оказавшихся в зоне спектральной композиции, было усилено фантастическими акустическими условиями Коллегиенкирхе, где прошло большинство концертов цикла. Старинное пространство со сложной системой естественных и искусственных резонаторов столь идеально отвечало природе музыки, так обогащало ее звучание, что исполнение в любом суперсовременном концертном зале теперь покажется обедненным.
В Коллегиенкирхе проект Гризе завершился его знаменитым масштабным циклом из шести пьес «Акустические пространства». В сочинении, над которым композитор работал около 10 лет, ему удалось постичь сакральную природу времени. Оно же в монолитной форме запечатлело этапы поиска, преображения стиля и языка Гризе. Линеарная графика в «Прологе» для альта соло, первые впечатляющие результаты спектрального метода и обретение новой звуковой перспективы в «Pеriodes» для семи музыкантов, продолжение обогащения спектра и элементы инструментального театра в «Partiels» для 18 музыкантов, впечатляющий переход в иное качество в четвертой части с символическим названием «Modulations», ошарашивающая красота и мощь «Transitoires» и «Эпилога» для большого оркестра с электрогитарой и четырьмя валторнами. При колоссальной сложности композиции ее воздействие прямо направлено на слушателя и имеет в некотором роде атавистическую природу.
За пульт симфонического оркестра Венского радио, специализирующегося на исполнении музыки ХХ века, в этот вечер встал молодой дирижер Максим Паскаль, экстренно заменивший именитого Матиаса Пинчера. Ему всего 31 год, но он уже имеет внушительный послужной список и почти 10 лет специализируется на современном репертуаре, благодаря чему вел оркестр сквозь гигантские страницы сложнейшей партитуры уверенно и страстно. Сольный пролог с исключительным мастерством и обезоруживающе прекрасным звуком исполнил штатный альтист оркестра Марио Георгиу. Что и говорить об оркестре, в котором такие альтисты, – идеальном инструменте для воссоздания невероятных в своей красоте и насыщенности звуковых пространств Гризе. Интересно, кому из композиторов доведется на следующий год стать центральной фигурой цикла современных программ.
Зальцбург