0
3118
Газета Культура Интернет-версия

14.08.2017 00:01:00

Театр как союз режиссера и художника

Тэги: москва, музей, выставка, юрий любимов


москва, музей, выставка, юрий любимов В декорациях к спектаклю «Шарашка» виден почерк художника-конструктивиста. Фото Александра Иванишина с официального сайта Музея им. А.А. Бахрушина

До празднования 100-летия Юрия Петровича Любимова остается всего полтора месяца. В Москве тем временем проходят и только готовятся к открытию музейные экспозиции. Откроется мемориальная зона в самой Таганке – знаменитый кабинет режиссера, исписанный многочисленными автографами, историческая реликвия, станет доступен для публики. Но это случится лишь в день рождения мэтра – 30 сентября. На месяц раньше презентует проект «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человека» Музей Москвы – в конце августа. А первой в череде юбилейных событий стала камерная выставка «Боровский – Любимов. 30 лет вместе».

Если вы еще не были в этой настоящей мастерской художника, ставшей музеем, в Большом Афанасьевском около Арбата, – обязательно зайдите. Вас наверняка поразит удивительная немузейная атмосфера. Здесь на вернисажах по-семейному пьют чай и по-дружески говорят об искусстве; можно присесть на диванчик в личной библиотеке художника, а потом выйти в коридор, где на стене в фотографиях и вырезках, так «несовременно» пришпиленных булавками, умещается вся жизнь одного человека театра. Кажется, будто еще недавно Давид Боровский сидел за своим столом, вырезал знаменитых макетных человечков, убирал книжку в шкаф…

Филиал Бахрушинского театрального музея, мемориальный музей-мастерская и сейчас, когда прошло уже больше 10 лет после смерти художника и сценографа-классика, друга и соавтора Юрия Любимова, существует не как обычный музей, а как живая творческая мастерская. Сюда приходят студенты рисовать и конструировать свои дипломные работы да и, наверное, главное, – почувствовать присутствие мастера. Через то, какие книги он читал, какие инструменты использовал и особенно – как видел.

Кажется, рассматривать макеты театральных спектаклей – дело нелегкое. Ведь если не иметь в голове картинку живого действия, то макет остается всего-навсего сухой моделью. Но как только начинаешь погружаться в интеллектуальное поле его создания, то все «ниточки» обнажаются. Особенно если хранители фонда, знавшие художника лично, приоткрывают самые потайные мелочи. Нинель Исмаилова – заведующая отделом музея умеет рассказывать о Боровском как о добром друге, а его биографию, которая начиналась еще в послевоенном Киеве, – как захватывающий роман. А вот бережно хранимой атмосфере, нетронутому образу мемориальной зоны стоит быть обязанными Александру Боровскому – наследнику династии. Он же автор экспозиции, где на сей раз выставлено меньше 10 макетов, но зато каких! В них – нетленная история Таганки, пленение оперой – уже другая страница европейского творчества Боровского–Любимова, еще более радикального, чем на родине.

Макет к легендарному «Гамлету» 1971 года с огромным шерстяным занавесом, сотканным затем вручную, – отдельным персонажем спектакля, «мировой знаменитостью». Любимов называл его «типом» и, рассказывают, кричал актерам: «Поживее, а то этот тип вас переиграет». Осиротевший зрительный зал, который Боровский поместил на сцену и накрыл белым чехлом, словно саваном, в посмертном полузапрещенном «Владимире Высоцком» в 81-м. «Самоубийца» Эрдмана в 1990 году с рисованным портретом Маркса во всю ширь – его пересекает на подвесной лонже клоун. Макет к «Шарашке» 98-го – постановка по роману «В круге первом» Солженицына, где вокруг зала выстроен круговой плацдарм, по которому должны ходить актеры-зэки. Сцена представляет собой торжественный зал советов, он же – лагерный барак с нарами. На авансцене – трибуна, где за отъезжающим гербовым серпом художник сконструировал «прослушку». Наверху – статуя Ленина, на последних рядах президиума – фигура Сталина. Наклейка на макете: «Сталин–Любимов». Давид Боровский вспоминал, что «из всех актерских забав больше всего Любимову нравилось «показывать» Сталина. В момент игры он прямо-таки восторгался им – его цинизмом, брезгливостью, жестокостью».

«Борис Годунов» Мусоргского в Ла Скала в 79-м с масштабной иконой Богоматери, заполоняющей задник. «Вишневый сад» в Афинах в 95-м с трагическими траурными колоннами – после такого образа трудно сомневаться, как поистине определял жанр пьесы за год до смерти Чехов.

Эдуард Кочергин говорил, что легендарные любимовские спектакли «вспоминаются по пластическим кодам Боровского». Сегодня некоторые – останутся в памяти исключительно по ним. Макеты как артефакты продолжают жить, тогда как постановки безвозвратно уходят в историю. В них – сила мысли, образа, представления, не только память, но и подтверждение: без художника не было бы режиссера (во всяком случае, в таком театре, каким была Таганка, где была не просто труппа, а «банда»), без Боровского не было бы того Любимова, которого мы теперь знаем.

Но и для Любимова работа художника никогда не ограничивалась подготовительным этапом, а макеты не были лишь промежуточной фазой, всегда – наглядной моделью для постановочного решения, центром развития, обсуждения идей с артистами, равно как и декорации – не обозначение места действия или имитация действительности, а сценическая форма убедительнее самой жизни.

«Мы ищем фактуру, детали до тех пор, пока не почувствуем, что наконец нашли решение, при котором можно «выбрать» все мизансцены. Как при удачной комбинации в шахматной игре, когда можно сделать много ходов и выиграть партию», – писал режиссер. Или вот еще: «Если уж продолжать пользоваться словом «декорация», то я скорее за антидекорацию, если под декорацией по привычке понимать нечто украшающее, статичное, пассивное», – облекал совместный опыт в слова Юрий Любимов в книге «Художник, сцена, экран» в 1975 году.

Как документация жизни на стенах – отрывки из записных книжек сценографа, в них жестко зафиксированы и радостные творческие озарения, и самые нелицеприятные вещи из ежедневного 30-летнего общения двух творцов. «Раздражение и хамство в каждой реплике, и так два часа. На следующий день все так же. При том, что его требовательность не вызывает ответной службы. Монтировщики и осветители делают только, чтобы перестал орать, оскорблять, унижать. Что это за работа! Я не выдержал». Но, как настаивают кураторы, оставив на зрительских местах как ремарку слова Боровского: «Помнить надо лучшие времена». Так что тут же (через монтаж коллажа) пример небывалого единомыслия, понимания, иронии: «Любимов часто повторял: «Театр – искусство грубое!» Я понимал это так: ясно, просто! И хорошо бы – умно! И изобретательно!»

Карандашом на блокнотных листах впроброс прописана летопись театра: «Смерть Володи многое изменила. Ю.П. осознал масштаб личности. Да и страсти в труппе улеглись, затихли»; «Ю.П. очень изменился под натиском заграничных восторгов». В выборке отрывков и размышления художника о новом времени, новом государстве. Давид Боровский вообще очень любил наблюдать за жизнью – и профессионально как художник, замечая цвета, оттенки, контрасты, и по-человечески. Его автобиографическая книжка «Убегающее пространство» – это заметки настоящего философа: «Российский народ сейчас в унылом состоянии. Объявлен конкурс на общенациональную идею. Какая цель перед нацией? Кто мы? И куда мы идем?»  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
504
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
520
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
544
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
626

Другие новости