Каталин Любимова на презентации выставки. Фото со страницы Музея Москвы в Facebook
Как уже писала «НГ», 100-летие со дня рождения русского театрального и оперного режиссера, реформатора театра, актера, педагога и создателя Московского Театра на Таганке Юрия Любимова отмечается в течение всего 2017 года. В рамках юбилейной программы «Век Юрия Любимова» грядущей осенью пройдут следующие события: концерт "Посвящение Любимову" и вручение Общественной премии Юрия Любимова в Большом театре, сольный фортепианный концерт сэра Андраша Шиффа "In Memoriam Юрия Любимова" в Московской консерватории имени Чайковского. Откроет основную программу празднования юбилея в столице масштабная выставка "Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека", которая начнет свою работу с 30 августа в Музее Москвы.
«Сто лет – это очень страшно звучит, Юрий Петрович их почти прожил. Сто лет прожить – не поле перейти, как говорится в известной поговорке. Наш Благотворительный фонд по развитию театрального искусства Юрия Любимова подготовил программу с рядом событий, которые пройдут не только в Москве, но и в Петербурге, Ярославле и за границей. Я нарочно не использую слово «мероприятия», так как мой муж такое слово не воспринимал» - таким образом начала презентацию выставки президент Фонда Каталин Любимова. «Творчество Любимова нельзя извлечь из контекста истории. Это единственный способ показать его время и человека в нем. Человека, который во всех ипостасях старался быть полезным стране, в которой родился» - сказала вдова режиссера, рассказывая о концепции выставки.
Ретроспективная выставка в зале с особым «зеркальным коридором» (художник-архитектор экспозиции – Алексей Трегубов), по которому пройдут посетители, расположится в Провиантских складах на Зубовском бульваре. В центральной части зала, где находится анфилада старинных арок, разместится главная, театральная, часть выставки; здесь зрители смогут стать свидетелями основных вех жизни и творчества Мастера (от театральных постановок до, к примеру, похорон Владимира Высоцкого – важного момента гражданской жизни Любимова). Другая часть расскажет о жизни страны за период от революции до наших дней, знакомя с историческими десятилетиями через фотоматериалы и документальные фильмы, предметов из музейных и частных архивов, личной коллекции семьи Любимовых.
«Я прожила с Юрием Любимовым 38 лет. Было множество прекрасных моментов, но и тяжелых испытаний. Я не являюсь историком (я закончила филологический и журналистский факультеты), но во мне сидит любовь к русской культуре. Я никогда не была равнодушна к русской истории. Стараясь не утомлять посетителей, я дала самые точные и важные моменты, как в истории, так и в жизни (театральной и личной) Юрия Петровича. Надеюсь, это удалось. Если нет, буду перед вами извиняться», - объяснила свою кураторскую позицию Каталин Любимова. Акцент будет сделан на диалоге человека, личности, и истории - зритель пронаблюдает переплетение истории человека и истории города. А в качестве живой истории создатели проекта предложат зрителям посетить своеобразный ремейк спектакля Юрия Любимова.
«Когда Каталин предложила мне создать что-то в память о Юрии Петровиче, то я сразу подумал, что в год революции будет логично обратиться к «Десяти дням, которые потрясли мир». Для меня Любимов – это небожитель. Я, честно, не видел ни одного его спектакля вживую и не был знаком лично. Но он всегда был для меня Зевсом из недостижимого мира. В постановке будет кроме трех поколений актеров Мастерской Дмитрия Брусникина участвовать Вениамин Борисович Смехов. Сейчас мы репетируем пока на расстоянии, ведем переговоры по скайпу, потому что он в Америке. Мне очень нравится, что спектакль будет проходить на территории музея, потому что современный театр – это театр, который ломает все законы, выходит за рамки итальянской коробки и существует в новых обстоятельствах. Идея такая, что зритель будет свободно перемещаться по пространству декорации-отражению пути Любимова, и одновременно будут происходить события, отражающие ход революции. И, как и тогда, так и теперь, никто не может составить целостной картины, каждый раз – это личная оптика на факты, интерпретация. Потому что кто-то сидел в это время в тюрьме, кто-то в заксобрании, кто-то бегал по улице в шоке, кто-то, как Пастернак, испытывал первую любовь в деревне. И зритель будет ходить собственным маршрутом и составлять собственное виденье. Революция вообще кажется мне тем важным событием в нашей стране, которое мы до сих пор не можем понять и принять. Сто лет прошло, а мы так и не разобрались» - комментирует режиссер Максим Диденко будущий спектакль.
Каталин Любимова объяснила в свою очередь выбор режиссера для юбилейной постановки так: «Меня удивило в спектаклях Диденко то, что у него есть те же приемы, что использовал Любимов. И впервые из всех он использует их правильным образом. Ведь я видела не один спектакль, когда режиссер эти приемы ставил не на свои места».
По словам режиссера Дмитрия Брусникина, площадкой для спектакля станет именно Музей Москвы еще и потому, что «Таганка», куда обратились постановщики с просьбой-предложением, от проекта, по сути, отказала. Возможно, Каталин Любимова права, когда очень резко и безапелляционно заявляет, что «Театр на Таганке закончился в 2011-м»?