Фото со съемок VR-фильма. Максим Диденко и Риналь Мухаметов. Фото Романа Голосуна.
На новообразованном городском пространстве Площадь Сити среди небоскребов стоит зеркальный куб, куда каждые 15 минут запускают по одному зрителю. Нужно надеть очки и принять то обстоятельство, что ты виртуальной волей становишься заложником неких испытателей. Они хотят отправить тебя на Марс, но с предполетным испытанием ты не справился – не оказал нужной заботы живым попугаям в клетке, за что тебя сурово отчитывают. Мораль незамысловата: человечеству отчаянно не хватает банальной эмпатии, о каком покорении новых вселенных можно говорить?
За восемь минут фильма толком не успеваешь вникнуть во все нюансы скоростного диалога героев, а можно ведь еще по сторонам смотреть – технология 360 градусов на это и рассчитана – и видеть привычную реальность преображенной. Вокруг, куда ни глянь, футуристический пейзаж и темное небо с грозно нависающей красной планетой, хотя на улице ослепительно солнечный день. Традиционная антиутопия в современном визуальном жанре и модной обертке – новая, но одномерная (несмотря на свои технические навороты) игрушка. Однако, как настаивают создатели, – за ней будущее индустрии не только развлечений, но и искусства.
В «Клетке с попугаями» снимались актеры Мастерской Дмитрия Брусникина (Марина Васильева, Игорь Титов, Юрий Межевич, Гладстон Махиб, Яна Енжаева) - театральный курс, составивший самостоятельную труппу. Продюсер СВЕТЛАНА ДОЛЯ рассказала «НГ» о жизни Мастерской и непривычном формате VR-фильмов.
- Театральная труппа с личным продюсером – это скорее западный формат…
- У каждого театра есть директор и административный менеджмент. А брусникинцы отличаются от театра тем, что у труппы нет своего помещения. Когда нет помещения, очень сложно существовать, и нужны управленцы, которые берут на себя административную работу. В случае Мастерской Брусникина таких людей называют продюсерами. Но я у брусникинцев называюсь директором по развитию и ищу средства не только на свои продюсерские проекты, но и на жизнь труппы в целом.
- У выпускников Мастерской множество проектов и не только театральных, на различных площадках. Кто принимает окончательное решение быть или не быть тому или иному начинанию?
- Дмитрий Владимирович Брусникин. К нему можно прийти с предложением: это может быть режиссер, сценарист, актер или продюсер, внутренний или внешний человек. А дальше он решает – быть или не быть. Так сейчас произошло со спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир». Каталин Любимова обратилась к режиссеру Максиму Диденко с предложением поставить в рамках празднования 100-летия Юрия Петровича Любимова спектакль – посвящение. Максим предложил Дмитрию Владимировичу делать это с нашей Мастерской. Всем идея более чем понравилась. Премьера состоится 29 сентября в Музее Москвы в рамках выставки «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человека».
- Наверное, старшее поколение зрителей, что придут на новые «Десять дней…», не избегут соблазна сравнить два поколения актеров – то, молодое из шестидесятых и нынешнее. Что за ними и есть ли тот же духовный объем?
- Я буду говорить субъективно, но, конечно, этот объем есть. В актерах Мастерской Брусникина есть особая энергия, которая и сделала из курса конкурентную труппу и влюбила в себя зрителей.
Такую панораму зритель видит через VR-очки.
Фото предоставлено пресс-службой Москва-Сити |
- В чем феномен этой труппы, почему они заставили о себе говорить?
- Я могу лишь процитировать слова Брусникина - он очень точно отвечает на этот вопрос. Всегда наступает время, когда определенное поколение решает что-то сказать. Тот курс, который сейчас прогремел (выпуск 2015 года), учился в Школе-студии МХАТ в тот момент (2011 год), когда в стране стало что-то меняться. В основном в труппе те, кто родились после 1991-го. Это очень важно. Это ребята, которые родились в России, а не в Советском Союзе. Они не такие как даже мы, 30-летние. Они – другие. И тот метод воспитания, ведения обучения, если хотите, который выбрал Брусникин, дал свои результаты. Он предоставил полную свободу, и она вот так в них проросла. Их студенческий спектакль «Это тоже я» идет вот уже шестой сезон и стал визитной карточкой труппы. Потом была «Конармия» – соединение времени, труппы и художественного высказывания. «Конармия» - спектакль о гражданской войне - вышел в 2013 году, а потом настал 2014-й, и случилось то, что случилось.
- Раньше, со слов Пастернака, быть знаменитым было некрасиво, а сегодня что значит быть модным?
- Мастерская Брусникина модная уже пятый год, это уже не мода, а бренд. Главное выпускать важные, сильные проекты, делать то, что не делают другие, и делать это смело и точно, развиваться, оставаться особенными, иметь, что сказать.
Например, у Мастерской набирает обороты проект «Монология». Брусникин решил дать возможность каждому из труппы выступить в жанре моноспектакля. Хотя считается, что до этого формата нужно «дорасти», набрать объем, чтобы около часа сольно держать внимание публики. Но Брусникин дал возможность получить этот опыт 23-26-летним артистам. Особенность еще и в том, что актер сам выбирает режиссера, художника, материал, тему. И мастер либо одобряет, либо нет, и мы - либо даем бюджет, либо не даем. Уже готово четыре моноспектакля, один идет в Боярских палатах, два - в «Практике», в июле прошла премьера моноспектакля Васи Буткевича о жизни Чарльза Менсона - «Сонм» - в «Artplay», следующий блок – в сентябре. Готовится к выходу еще два новых моно в «Практике». В конце августа едем с гастролями в Веймар, потом в Питер. В общем, график жесткий, планов много, надеемся, так будет долго или всегда.
- Расскажите о VR-фильме «Клетке с попугаями», где снимались брусникинцы, проекте этого лета.
- Тут мне нужно переключиться и говорить с позиции директора по развитию Москва-Сити. Мы развиваем среди небоскребов комфортные общественные пространства. В частности, открыли Площадь Сити, которая работает вот уже третий месяц. Нам хотелось придумать что-то, что отражало бы суть места. Мы придумали, что это должен быть VR-проект, который всегда, в любое время идет на площади и переносит зрителя в это же пространство, но в будущем. Выбирая, о чем и что это будет, мы отталкивались от режиссера. Диденко возник сразу. Он умеет и любит экспериментировать, для него нет границ в творчестве. А VR - это одновременно и театр, и перфоманс, и кино. Дальше мы определились с пьесой – ее нам предложил Валерий Печейкин, у которого, как оказалось, уже была заготовка именно под VR. Ну а то, что в проекте будут брусникинцы и актер Гоголь-центра Риналь Мухаметов – естественное решение.
- А что здесь все-таки сугубо театрального?
- В кино режиссер и оператор принимают решение, что ты будешь видеть. В театре зритель может выбирать, на что именно сейчас будет обращен луч его внимания. И в VR – это тоже зритель. Ты можешь отвернуться и не видеть основной линии, наблюдать панораму.
- Если в двух словах, что такое VR?
- Виртуальная реальность. Метод передачи картинки 360 градусов. Как говорили продюсеры нашей съемки, - VR в нашей стране, да и во всем мире, находится на уровне братьев Люмьер, в нем пока очень мало съемочных, игровых проектов. В основном графика и документалка.
Недавно появился игровой короткий метр у Алехандро Иньярриту (VR- фильм «Плоть и песок» был показан на Каннском фестивале-2017 и являлся частью инсталляции, посвященной миграционному кризису на границе Мексики и США – прим. «НГ»). В фильме зритель попадает на место беженца. Или вот Юрий Квятковский сделал суперкейс с проектом «1917. Свободная история» и одним известным банком: ты приходишь в первое, старинное отделение банка, надеваешь очки и оказываешься там же, но сто лет назад. Рядом ходит Ахматова, Шаляпин. Технология VR сложная, но, я предполагаю, в будущем она будет занимать очень большое место. В формате и развлечений, и искусства.