Победитель конкурса Константин Сучков. Фото Владимира Постнова предоставлено пресс-службой конкурса
Фестивальная часть нового проекта, посвященного певцу Георгу Отсу, заключалась в единственном концерте открытия, в котором приняли участие солисты театра «Санкт-Петербург опера», выступившие на небольшой сцене «Яани кирик» с ариями и песнями, отразившими интересы выдающегося певца ХХ века. В нем прозвучала даже «Песня моряка» эстонского композитора Вальтера Оякяэра. Остальные пять дней были отданы конкурсу.
Организованный по всем правилам и стандартам, он тем не менее поставил своей высокой целью искать певцов, способных быть интересными и привлекательными не только в опере, но и в оперетте, каким был рожденный в Петрограде Георг Карлович Отс. А потому и ключевые пункты конкурсной программы напомнили о том, в чем особенно преуспевал артист – в музыке Моцарта, Доницетти и, разумеется, оперетте. Ради смелого эксперимента, может быть, стоило попробовать включить в программу еще и песню на эстонском языке или эстрадную песню, каких в репертуаре Отса было немало, что придало бы конкурсу терпкости и даже эксклюзивности. Ведь в отличие, скажем, от Муслима Магомаева, конкурс которого проводится в Москве и в программе которого как раз имеется пункт в виде песни, Георг Отс начинал свою карьеру в театре «Эстония» в Таллине именно с оперных партий, его путь складывался и развивался как путь оперного артиста. Среди первых партий Отса после Зарецкого в «Евгении Онегине» Чайковского и Шарплесе в «Мадам Баттерфляй» Пуччини были и доктор Малатеста в «Дон Паскуале» Доницетти, Эскамильо в «Кармен» Бизе, а позже добавилась заглавная роль в «Евгении Онегине» Чайковского, «Дон Жуане» Моцарта, «Демоне» Рубинштейна и многие другие. Слушая записи Георга Отса, не сомневаешься, что и сегодня он был бы востребованным баритоном и имел бы большой успех в европейских прежде всего театрах. Его отнюдь не богатырский, а скорее голос благородного рыцаря из доброй сказки умел очень многое, сохраняя до последних мгновений главное – способность очаровывать мягкостью и ясностью тона, чистотой намерений, феноменальной любовью к слову и интонации, талантом пленять и облагораживать сердца и души. Он не оставлял равнодушным никого, возвышая простую песню, из которой делал шедевр, одухотворяя оперетту, а для оперной арии находил песенную искренность.
Художественным руководителем Первого международного музыкального фестиваля-конкурса им. Г. Отса выступила Зоя Туманова-Родман. Председателем жюри конкурса была американская сопрано Каран Армстронг, живущая в Германии, – единственная представительница вокального «цеха». От творческой части выступили также Юри Альпертен, дирижер Эстонской национальной оперы, и Наталья Дудик, концертмейстер Михайловского театра. Менеджерско-агентурную линию представили Ольга Капанина (кастинг-директор оперы Большого театра России), Лука Тарджетти (итальянское агентство InArt Management), Алекс Григорев (немецкое агентство TACT Management), Андрей Дьяков (немецкое агентство Doskal&Diakov – International Opera Management). Первый конкурс не выявил никого, кто убедил бы и в опере, и в оперетте, и в камерной музыке (которую надо было исполнить на первом туре). И потому Гран-при размером в 5 тыс. евро не присудили никому.
Основными участниками конкурса (общим числом 59) стали россияне, в основном петербуржцы и москвичи, за редким исключением нескольких эстонцев и монгола Бадрала Чулуунбаатара, известного, в частности, многотысячной телеаудитории по конкурсу «Большая опера», где его слушала еще сама Елена Образцова. Прослушивания проходили в небольшом концертном зале «Яани кирик», где храмовая акустика позволяла петь спокойно, без форсирования, но большинство участников не столько в силу волнения, сколько в силу школы предпочитали петь с каким-то отчаянным пережимом. Такого давно не наблюдалось на предыдущих вокальных конкурсах. Не иначе в этом сказалась атмосфера времени, когда доказывать свое место под солнцем иначе, как агрессивным криком, не удается. Тела многих участников вставали, как каменные изваяния, оставляя в движении лишь челюсти, поэтому о полетном и свободном звуке оставалось лишь мечтать. Перед глазами до сих пор стоят руки одной из юных финалисток, которые от этого пережима и страха не спеть и быть наказанной тряслись, как у старушки с болезнью Паркинсона. Несвободно звучала и оперетта в третьем туре, приправленная к тому же не слишком качественным оркестровым аккомпанементом.
Три первых премии распределились не поровну для мужской и женской категорий, как бывает на многих конкурсах, а всего лишь по одной на разные типы голосов. Первую премию (3 тыс. евро) получил 28-летний баритон Константин Сучков, приглашенный солист Большого театра России и Пермского театра оперы и балета. Вторая премия размером в 1500 евро ушла к другому баритону – Александру Шахову, солисту Михайловского театра, а третья досталась сопрано Анастасии Барун, участнице Молодежной программы Большого театра. Конкурс им. Г. Отса в Петербурге обещает быть ежегодным.
Санкт-Петербург