0
1748
Газета Культура Интернет-версия

02.08.2017 00:01:00

В грузовике и кресле-каталке

Тэги: интерактивный театр, спектакли путешествия, федор елютин, cargo moscow, smile off


интерактивный театр, спектакли путешествия, федор елютин, cargo moscow, smile off Настоящие водители рассказывают истории из своей практики. Фото предоставлено пресс-службой «Импресарио»

Продюсер, импресарио Федор Елютин проводит очередной летний сезон интерактивного театра в Москве. Третий год в столице живет RemoteMoscow немецкой компании Rimini Protokoll, спектакль-променад от Миусского кладбища до крыши ЦУМа, второй – «Твоя игра» бельгийцев Ontroerend Goed – загадочный лабиринт познания себя. Теперь у них появилось продолжение.

«Cargo Moscow» (от слова «груз») играют в кузове грузовика, точнее фура становится зрительным залом, а сценой и непридуманными декорациями – пейзаж за окном. На советской сцене в прошлом веке царил жанр производственной пьесы, и Cargo неожиданно близок к этому особенному сюжетосложению. На полтора часа, проведенных внутри фуры, одна стена которой полностью прозрачна, зрители погружены в профессиональный мир дальнобойщиков. Причем сугубо российских. Rimini Protokoll славится адаптацией драматургического каркаса проекта под конкретную страну, город, культуру. Изрядную долю смыслового объема в нашем изводе Cargo обретает за счет советской истории.

Трасса Москва–Магадан, по которой мы якобы движемся, на самом деле объезжая задворки района Марьино с Капотней и Дзержинским, – это и история, и миф, и реальность. С того, как зэки строили эту дорогу (бегущей строкой на съемном экране проносятся черно-белые кадры), с песни Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан,/ Снимите шляпу/ Уехал сам, уехал сам/ Не по этапу…» – машина начинает движение. Продолжением энциклопедического экскурса – статистические выдержки о том, как работал советский водитель, как мало по сравнению с нынешним временем перевозили тогда, но какой должна была быть безупречной репутация из-за права выезжать за рубеж. Еще добавляется картина сегодняшнего дня, с водительскими бунтами против системы «Платон»; «сравнительный анализ» жизни дальнобойщиков у нас и в Европе… Одно то, что на Западе штрафуют за превышение рабочего дня и «заставляют» отдыхать каждые четыре часа по закону, а у нас закрывают глаза на переработку и водители гонят без сна по несколько суток, вылетая на встречку, – заставляет ужаснуться.

Иными словами, о том, сколько бензина «съедает» большегруз, как его – бензин – по-тихому сливают воры, и прочие узкопрофессиональные вещи зритель узнает как бы между прочим, в фиксированных цифрах и личных историях двух настоящих водителей, которые сидят в кабине, общаются между собой и обращаются к нам, выходят на улицу, чтобы наглядно показать, например, стоянку или заправку. К сожалению, в том, как строятся диалоги двух героев, немного искусственно переваливаясь с одной темы на другую, «белые нитки» видны, а вот фабула продумана действительно интригующе. В одном из эпизодов водитель Рома вспоминает, как переправлялся с машиной вброд на Колыме, и мы видим кадры водной съемки с пузырями воды, экран резко отъезжает, и стекло атакуется такими же водяными струями. Мы на мойке! Да еще между делом успеваем выслушать историю гастарбайтера – он усердно моет прямо перед нашими лицами широкое стекло фуры. В таких спектаклях прием монтажа (аудио- и визуального ряда) – главный.

Надо сказать, водители со своими ролями справляются достойно, и в их неподдельности – антураж всей истории. Картинка и наша «оптика» на эти полтора часа складывается из того, что один москвич, другой белорус, один начинал в 90-е, другой пошел работать уже при капитализме, один тяготеет к европейскому порядку, другой ценит дикий русский простор. В их незамысловатых беседах – о том, кто как справляется со сном в дороге, как общаться с дэпээсниками, берут ли попутчиков и проч. – сквозь социальный, часто неприглядный, рельеф жизни, который каждый сидящий в этом подвижном зрительском зале вряд ли опробует на собственной шкуре, просвечивает особый магнетизм профессии.

Наш рейс случился на закате: ехать навстречу заходящему солнцу действительно романтично. Тем более если для тебя за окном поет девушка. Как в фильме, актриса «случайно» оказывается то тут, то там у микрофона напротив нашей зеркальной фуры.

И вот когда ты уже влюбился в это дело – дорогу, простор, свободу; проникся уважением к этим немногословным (обычно) мужчинам, их труду, – финальным аккордом узнаешь о том, что совсем скоро, в недалеком будущем эта профессия пропадет, человека за рулем заменит компьютерная программа… И весь этот стресс, бессонница станут больше не нужны, а вместе с ними целый пласт жизни – отпадет, отомрет. Сотни судеб застынут, может быть, остановятся. Так финал подтверждает причастность этой развлекательной прогулки к чему-то большему, когда чувствуешь, что прикоснулся к чему-то редкому и даже уникальному, на грани исчезновения. Как в Красной книге.

Спектакль для одного зрителя Smile Off обитает в концертном зале на Пушечной, где разместился на лето Experiencespace Федора Елютина. В это стилизованное под тропическую экзотику пространство приходишь и садишься в рядок перед заветной дверью, как на сеанс к психотерапевту. Ассоциация справедливая. Smile Off (в дословном переводе – «массаж для воображения»), как и «Твоя игра», театрализованный опыт, который на несколько минут, но заставляет в суете мегаполиса обратиться внутрь себя. В обоих проектах усилия актеров направлены исключительно на то, чтобы раскрыть зрителя и даже сделать так, чтобы он сам ответил на свои вопросы. Ситуация, в которую попадаешь, переступив в полумрак, довольно щекотлива: вежливый молодой человек спрашивает разрешения связать твои руки и завязать глаза, пока ты располагаешься в комфортном кресле-каталке. Уже здесь стоит сделать выбор: отдаться внутренней панике – ведь перед тобой пугающая неизвестность, или довериться правилам игры. Лучше второе.

Дальше – больше. Бульканья над ухом, осторожное прикосновение нежным мехом к руке, нос учуивает тонкий аромат восточных благовоний, ну а потом… В описаниях будет почти на грани фола, но все останется целомудренно. Кроме того что на бархатную постель все-таки повалят и к стенке прижмут – но на кровати оказываешься с разговорчивой девушкой, она-то как раз и спросит, чувствуешь ли ты себя сегодня счастливым, как поживает твоя любовь и вообще – хороший ли ты друг; а стенка будет проверкой то ли координации, то ли самообладания – я невидимому партнеру, державшему под руку, не поверила, испуга от миллиметровой пустоты за спиной не почувствовала – вовремя поставила ногу. Гиперконтроль, как сказал бы психолог.

Открывают глаза так же неожиданно, как кладут в рот кусочек шоколада и дольку мандарина – перед лицом обнаруживается безумный король с белоснежной бородой. Он кормил свою лошадку. Последняя точка, где впервые можно посмотреть актеру глаза в глаза, – перед большой стеной, похожей на доску памяти. Она усеяна фотографиями людей с завязанными глазами (да-да, я запомнила эту внезапную фотовспышку у стены!). Уже с другим вежливым молодым человеком мы находим и мою фотографию. Он говорит, чтобы я улыбнулась – на фото я слишком мрачна. У него рыжие аккуратные усы и большие глаза, он пристально следит, чтобы я добросовестно растягивала уголки губ в улыбке, и держит меня за все еще связанные руки. Он подставляет распахнутые глаза свету, и огромная слеза начинает катиться по его щеке. Как в приторной мелодраме я начинаю стремительно удаляться: и понимаю, что он оплакивает меня. Как в перемотке, теперь воочию, в обратном порядке, я вижу все точки сюжета в одной небольшой комнате, которые прошла вслепую, как бы повторяя круг жизни – от детской беспомощности до робких шажков и вот теперь неумолимого конца на старческом кресле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
493
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
508
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
531
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
610

Другие новости