Фирменный прыжок Ивана Васильева. Фото предоставлено пресс-службой проекта |
В столице Мальты Валлетте совместными усилиями российских и мальтийских артистов состоялась мировая премьера балета «Хрустальный дворец». Это первый оригинальный балетный спектакль большой формы, поставленный на острове. Событие посвятили 50-летию восстановления дипломатических отношений между нашими странами.
Мальтийская культура имеет тысячелетние корни. Есть здесь и свои театральные традиции. Первый на острове общедоступный театр был построен еще в 1731 году. В ХХ веке появились балетные студии, первую из которых основала в 1939 году русская эмигрантка княжна Наталья Путятина, ученица знаменитой Ольги Преображенской. Но до полнометражного балетного спектакля дело дошло только сейчас.
Уточним: речь идет не просто о балете, а о спектакле с драматической и оперной составляющей. Однако ведущая роль остается за танцем.
Идея возникла у президента Европейского центра поддержки культуры Константина Ишханова, базирующегося на Мальте. Центр проводит более десятка фестивалей в разных странах, включая Россию, Армению, Германию, Испанию… Подоспела и красивая дата: в 1967 году наша страна установила дипломатические отношения с Мальтой, незадолго до того освободившейся из-под британского владычества. Появилась мысль устроить к 50-летию этого события совместную постановку, какой на острове еще не бывало.
Сюжет выбрали безошибочно: на солнечной Мальте история трагической любви двух придворных комедиантов императрицы Анны Иоанновны, забавы ради замороженных ею в Ледяном доме (использованы мотивы знаменитого романа Ивана Лажечникова), встретила в буквальном смысле жаркий прием. Хореографию и режиссуру делали совместно Екатерина Миронова (руководитель миманса Большого театра) и Александр Сомов (танцовщик этой же труппы). Декорации Сергея Тимонина, отчасти «материальные», отчасти основанные на видеопроекции, воссоздали обстановку царских увеселений XVIII века. Матушка-императрица (драматическая актриса Мария Порошина), потрудившись над указами, отправляется смотреть балетные дивертисменты в дворцовых садах. Красивые и пышные костюмы (их автор – Елена Нецветаева-Долгалева), сценическая машинерия, перемещающая по театральному небу солнце с восседающей на нем Оперной дивой (солистка Большого Анна Аглатова), действительно воссоздают дух театра рококо. Особенно волшебен второй акт, происходящий в Ледяном доме. Это большая сюита, выдержанная в духе «белых» классических балетных актов. Зрители, заполнившие просторный Рипаблик-холл Средиземноморского конференц-центра (это бывший двор грандиозного рыцарского госпиталя, превращенный в крытый атриум), аплодировали сольным и ансамблевым выходам ведущей солистки Большого театра Марии Виноградовой (Шутиха), премьера Михайловского театра Ивана Васильева (Шут), примы Большого театра Марии Аллаш (Королева бриллиантов).
«Я здесь повелительница холода, замораживающая сад. И одновременно олицетворение первых русских балетных спектаклей – они появились вместе с танцевальной школой, учрежденной Анной Иоанновной, – рассказала «НГ» Мария. – Выразительно звучал Мальтийский филармонический оркестр под управлением одного из наших лучших балетных дирижеров Павла Клиничева. Особенно тронули детки из здешней балетной студии Бриджит Гаучи Борда, которых мы пригласили участвовать в постановке. Они волновались, на репетициях иногда забывали, что надо делать, но на спектакле полностью собрались. У них хорошая школа, здесь до сих пор занимаются по методу Энрико Чеккетти – одного из основателей петербургского балета».
«Яма здесь небольшая, поэтому оркестр был далеко не в полном составе, человек сорок, – добавил Павел Клиничев. – Но коллектив отзывчивый, достаточно опытный, существующий уже около полувека. Работа доставила удовольствие…»
Приветствовать артистов и публику приехала президент республики Мари-Луиз Колейро Прека, поделившая вступительное слово с российским послом Владимиром Малыгиным. Примерно половина зрительного зала в этот вечер разговаривала по-русски: на четырехсоттысячной Мальте – заметная диаспора наших соотечественников, и спектакль дал им праздничный повод для встречи. Но половина была – коренные мальтийцы, и для них представление стало опытом погружения в русскую историю и культуру.
К сожалению, сколько-нибудь регулярного проката этот крупный и недешевый проект не предусматривает. Впрочем, его инициатор Константин Ишханов хочет привезти спектакль на будущий музыкальный фестиваль в Армению. А потом, возможно, и в Москву.
В любом случае, надеемся, у проекта будет продолжение. Хотя бы в виде дальнейших взаимных визитов артистов. Знаю, например, что через год с Филармоническим оркестром собирается выступить руководитель студенческого симфонического коллектива Московской консерватории Анатолий Левин. А нашей публике было бы интересно услышать мальтийский оркестр в национальном репертуаре – здесь есть своя композиторская школа. Отчего не представить себе такой концерт в рамках, скажем, консерваторского фестиваля «Собираем друзей» или «Московской осени», проводимой Союзом композиторов столицы?
Валлетта–Москва