«Риголетто» Верди – вечная классика в исторических декорациях. Фото SoilaPuurtinen, Ita-Savo
Старейший финский музыкальный фестиваль в год столетия независимости Финляндии одним из главных событий своей программы сделал показы двух опер восьмидесятилетнего национального классика Аулиса Саллинена. Вслед за мировой премьерой «Замка на воде» здесь представили уже исполнявшуюся ранее «Куллерво».
Особые отношения между замком Олавинлинна и композитором Аулисом Саллиненом начались во время Зимней войны. Поезд, в котором эвакуировалась семья Саллинена, внезапно остановился на мосту, и девятилетнего мальчика поразила средневековая громада, недвижно стоящая на острове посреди рушащегося мира. А в 1975 году Саллинен выиграл конкурс на написание оперы к 500-летию Олавинлинна, ею стал «Всадник» – его первое произведение в этом жанре. За ним последовало еще пять опер, в том числе и «Замок на воде», опять вдохновленный Олавинлинна. В этой опере крепость, подобно старику, сидящему на камне, наблюдает проносящиеся мимо годы, десятилетия и столетия и вопрошает современных финнов: кто они такие сегодня, после 100 лет независимости? «Замок на воде» – это опера-кантата, написанная не только для четырех вокалистов, но и для чтеца на тексты поэмы Ласси Нумми.
Не меньший интерес, чем мировая премьера, вызвала самая известная опера Саллинена «Куллерво». Ее уже ставили в 2014 году, а в этом – спектакль Кари Хейсканена вернули в программу. «История Куллерво, одна из немногих законченных историй «Калевалы», – самый популярный финский сюжет в нашем национальном искусстве, – говорит Ханну Линту, музыкальный руководитель постановки, – Куллерво все делает не так, во всем ошибается и в результате должен броситься в огонь, сгореть в очистительном пламени».
И правда, сюжет «Куллерво» мрачен. На сцене остовы четырех домов (сценография Аннтти Маттила), забор, за которым хор (хормейстер – Матти Хюокки), иногда выступающий на авансцену, с мрачной экспрессией повествует о вражде двух семей, заложником которой становится мальчик – яркое пятно среди мрачных одежд, а после белая фигурка над головами. Главный герой, потерявший свою семью, ставший рабом, преисполнен ненавистью и местью. Агрессия выливается в убийство, случайный секс становится кровосмешением, вновь обретенный отец не может смириться и принять его деяния, а мать хоть и прощает – не в силах удержать. Герой отвечает на причиненное ему зло – злом, на насилие – насилием, убивая тех, кто когда-то стал причиной его страданий. Но «KOSMO» – месть – слово, которое он выписывает на белой стене красной краской, не спасает. Это тупик, из которого один выход – саморазрушение. И Куллерво бросается в огонь.
Исполнена опера была превосходно прекрасным ансамблем финских певцов во главе с баритоном Вилли Русаненом (Куллерво). Драматическое сопрано Йоханы Русанен-Картано прекрасно легло на роль матери, тенор Дан Карлстрём спел Киммо – брата и друга героя, мечтающего о свободе, а партию сладострастной жену кузнеца исполнила Нина Кейтель. Ханну Линту продирижировал оперой предельно эмоционально, с прекрасным видением целого. Саллинен представляется сегодня фигурой почти консервативной по сравнению с авангардными исканиями молодого поколения, но внятный музыкальный язык апеллирует к публике, которая принимала оперу совсем не по-фински горячо.
Открывался фестиваль все же премьерой «Похищения из сераля» Моцарта. Тема взаимоотношений Европы с Востоком, популярная в XVIII веке, обрела новую актуальность в наши дни. В постановке финского режиссера Катаарины Лахти для создания романтической оперной экзотики использовались видеопроекции на каменную кладку замка (видеодизайнер – Йенни Валоринта), корреспондировавшие с комедийной составляющей: янычары под свой маршеобразный хор и оркестр «с турецкими эффектами» (дирижер – Кристоф Альштедт) скакали на игрушечных лошадках, а дворец паши Селима сторожил Осмин в проржавевшей будке. «Турки» – Селим (немецкий актер Себастьян Вирницер в разговорной роли) и Осмин (Петри Линдрос) – вразрез с постановочной традицией оказались здесь молодыми и привлекательными. И Констанца (ее пела узбекская певица Хулкар Сабирова, делающая успешную карьеру в оперных театрах Германии) явно тяготела к Селиму, хотя и соглашалась бежать со своим возлюбленным Бельмонтом (финский тенор Юсси Мюллис). Особенно удалась певице вторая, самая известная и сложная ария «Marternaller Arten». Очень хорошее впечатление произвел финский бас Петри Линдрос в роли Осмина своим прекрасным голосом с глубокими низами, техничностью и комическим дарованием. Комическое начало представляли также Педрильо (Джонатан Винелл) и Блонде (Клэр де Савинье). В финале Восток одерживал моральную победу: Селим, проявляя благородство, отпускает обе пары любовников домой, несмотря на то что Бельмонт оказывается сыном его злейшего врага, вполне в духе идей Просвещения.
Пять миллионов из восьмимиллионного бюджета фестиваля составляют доходы от продажи билетов, поэтому каждый год идут популярные названия, привлекательные для публики. «Риголетто» Верди в постановке сэра Дэвида МакВикара, который, по его собственному признанию, не боится ставить оперу в исторических костюмах, прошло с большим успехом при практически полностью проданных билетах на все шесть спектаклей. Звездами постановки стали болгарский певец Кирил Манолов в заглавной роли (Клаудио Отелли во втором составе), албанский тенор Рамэ Лахай (Герцог), обладающий прекрасным голосом и внешностью, чей дебют в Большом театре ожидается в следующем сезоне, и финский бас Мика Карес в партии Спарафучиле.
Во второй половине июля в Савонлинна ожидается приезд Большого театра с «Иолантой» и концертным исполнением «Евгения Онегина», а также гастроли мадридского Театра Реал с «Пуританами» Беллини. Программу дополнят концерты (в том числе с исполнением симфонии Сибелиуса «Куллерво» Лейфом Сёгерстамом) и вокальный конкурс. К тому же, несмотря на то что нынешний фестиваль в самом разгаре, уже открыты продажи билетов на следующий год. В программе: «Пиковая дама», «Фауст», «Мадам Баттерфляй», «Отелло», «Турандот» и «Тоска».
Савонлинна