Шекспировские страсти и современные технологии. Фото с сайта www.thestage.co.uk
Премьеры спектакля «Гамлет» режиссера Роберта Ике в Лондоне ждали с особым трепетом – главного героя играет Эндрю Скотт, снискавший популярность благодаря виртуозному исполнению роли Мориарти в побивающем все рекорды вот уже четыре года телесериале «Шерлок».
Постановка идет на сцене небольшого Harold Pinter Theater в Вест-энде. Шекспировских героев режиссер с легкостью переносит в наши дни и делает при этом ставку на новейшие методы подачи классического текста. Призрак отца Гамлета появляется тут в виде изображения, сделанного камерами видеонаблюдения. Сцена оборудована тремя экранами – большим в центре и поменьше по бокам. На них транслируется хроника из жизни датской королевской семьи, в том числе просмотр ею представления бродячей труппы, срежиссированного самим Гамлетом с целью разоблачения Клавдия. Его и Гертруду снимают камерой для «живой трансляции», которую выдают на экраны, так что зрители в зале могут наблюдать все нюансы реакции Клавдия-убийцы на увиденное. А само действие сопровождается музыкой Боба Дилана, в прошлом году получившего Нобелевскую премию по литературе и потому особенного актуального в этом сезоне исполнителя.
Критики считают, что Эндрю Скотт переиграл своего соперника по «Шерлоку» Бенедикта Камбербэтча, который в 2015 году также предстал перед лондонской публикой в роли Гамлета. Скотт играет принца очень уязвимым, сбитым с толку и несчастным. Он не боится плакать перед зрителями. Его монологи звучат очень искренне и буквально обнажают душу. Он бывает, казалось бы, спокойным, хотя и угрюмым, но через секунду превращается в объятого яростью человека. Узнав об отравлении отца, встает на опасный путь. Все, что происходит на сцене, – возможно, всего лишь галлюцинации принца, которые толкают его на безумные действия. И зритель уже сомневается в том, а замешан ли Клавдий в убийстве отца Гамлета.
Задумка режиссера состоит в том, чтобы до самого конца зритель гадал, существует ли объект возмездия в лице Клавдия или все происходящее на сцене – результат помутневшего рассудка Гамлета? Его жестокое обращение с матерью и невестой шокирует, и все это заслуга Скотта.
«Мой Гамлет постоянно взаимодействует со зрителем, и это ключевой момент всей постановки, – рассказал актер в разговоре с обозревателем «НГ». – О том, «быть или не быть?», я спрашиваю не себя, а зрителя. И имею в виду: остаться мне в живых или совершить самоубийство?» На вопрос, не получится ли так, что на спектакль будут ходить исключительно поклонники Скотта из-за его исполнения роли Мориарти, актер ответил: «Я знаю, что на постановку приходит не только солидная публика, но и молодые люди, именно благодаря моему Мориарти. Но в том-то и суть, ведь они с Гамлетом очень похожи, оба не совсем в ладах с рассудком».
Впрочем, новый лондонский «Гамлет» – отнюдь не спектакль одного героя. Должного внимания заслуживают и второстепенные персонажи. Джессика Браун Финдли в роли Офелии – невинная девушка, преданная отцу и безумно влюбленная в Гамлета. Кстати, Скотт и Финдлей (российские зрители знакомы с ней по роли Сибил Кроули в английском сериале «Аббатство Даунтон») уже не первый раз играют вместе, они снялись в мелодраме «Фантастическая любовь и где ее найти».
Джульет Стивенсон (Гертруда) и Ангус Райт (Клавдий) правдиво изобразили любящую пару. Ее королева – не просто особа, которую как вещь передали от одного брата другому, а живая женщина, которая при всей любви к Клавдию выбирает сына. Дядя же Гамлета – персонаж, который совсем не похож на злодея.
Как ни странно, но «Гамлет» Роберта Ике – спектакль не о страстях датского двора, а о семье, которая сломлена и разрушена. Но не потому, что ее члены – злодеи, а потому, что ими движут не всегда адекватные человеческие эмоции. И в этом особая трогательность постановки. В финальной сцене все умершие персонажи с благословения «тени отца Гамлета» удаляются за стеклянную стену – якобы в небытие, где их ждут дорогие и любимые в прошлом люди.
Лондон–Москва