Театральный двор располагается перед входом на Малую сцену Электротеатра. Фото Олимпии Орловой предоставлено пресс-службой театра
Электротеатр Станиславский завершает сезон открытием третьего «звена» глобального архитектурного комплекса на Тверской. Его появление Борис Юхананов закладывал еще тот в проект, с которым претендовал на пост худрука Драматического театра имени Станиславского четыре года назад. Задачей было не только провести художественный ребрендинг театра, но и создать творческий кластер, особое городское пространство в центре столицы, которое не ограничивалось бы театральной сценой и зрительным залом, а стало бы разноплановым и разнокалиберным – по жанрам, локациям и прочим параметрам. Так что театр, можно сказать, последовательно воплощает свою стратегию.
Театральный двор, соединивший основное здание и Малую сцену театра (в середине прошлого века на ее месте располагался декорационный сарай, в котором некоторые артисты после войны даже жили, о чем рассказывал Владимир Коренев – корифей труппы Драмтеатра Станиславского), – теперь open-air, площадка с оборудованной сценой и летней верандой. Первым событием театрального двора стала итоговая премьера сезона Электротеатра – опера для скрипки и ученого «Галилео». Ее постановку осуществил сам Юхананов на музыку пяти современных композиторов. В планах Электротеатра проводить во дворе концерты, фестивали, выставки, лекции, мастер-классы, кинопоказы. Сейчас вход осуществляется через главное фойе, так что прямо с улицы во двор не попасть, но в перспективе сюда можно будет прийти не только на мероприятия театра, но и свободно провести время. А в самых смелых мечтах для защиты от непогоды театр планирует стеклянный купол, который покроет весь архитектурный ансамбль. Юхананов новое место уже называет малым московским Авиньоном.
На подведении итогов сезона худрук вспомнил и мрачные времена: «Я часто заходил в этот театр, когда был маленьким мальчиком. Здесь работали сначала актерами, а потом вахтерами мои друзья. Но то, во что театр превратился к моменту моего вхождения, меня реально ужаснуло. Пахло котлетами. Грязь, бедные актеры. Внизу, где сейчас у нас фойе, был гардероб, где вешалок было меньше, чем мест в зрительном зале. А вокруг бушевали плохо понимающие, где они находятся, рестораны. Все это было ужасно. Актеры ходили как бледные тени, испуганные временем и безнадежностью жизни. Театр жил в постоянном напряжении, в ситуации тотального оскорбления и не знал, как выйти из-под этого чудовищного режима. Мы понимали, что театр мог не пережить большой реконструкции, – просто развалиться, распасться. Весь проект ансамбля Электротеатра нам казался трудноподъемным. В итоге мы получили открытое гуманитарное пространство. Именно в этом сезоне мы набрали ту интенсивность, которая необходима времени, городу и художникам. Продолжаем оставаться театром, оказывающим внимание режиссерскому искусству. Но и приобрели особый интерес к оперно-музыкальному направлению, завещанному нам Константином Станиславским. Его неосуществленной мечтой было в этом месте Москвы создать оперно-драматической студию».
Архитектор Олег Шапиро, разработавший c командой новый облик особняка на Тверской, заметил, что проблема была не только в том, что театр к моменту начала реконструкции разваливался, но и в том, что являлся бывшим кинотеатром. «Театральный двор – уникальное место еще и потому, что мало где есть две сцены плюс большое количество репетиционных залов, которые тоже можно сделать событием. Сегодня двор – вообще популярное место: свои дворы открыла Третьяковка, Музей современного искусства в Москве, Музей Виктории и Альберта в Лондоне. И такое необязательное место, казалось бы, вдруг становится центром силы всего комплекса. Двор снимает ограничения и превращается в мультикультурное пространство». Электротеатр сегодня располагает шестью репетиционными залами и отдельной репбазой на «Белорусской», ее в ближайшие сезоны театр тоже хочет запустить как сценплощадку: «Там потрясающая фабричная готика, мы привели здание в порядок, сохранив его постиндустриальный стиль. Нам пока не удается добиться того, чтобы мы могли продавать билеты, можем пока только репетировать. Но к концу следующего года будем открывать площадку для заинтересованных зрителей», – рассказал Борис Юхананов.
Названия спектаклей сезона 2017/18 худрук озвучил не полностью, но среди них уже есть особо ожидаемые, как, например, спектакль Константина Богомолова «Волшебная гора» по Томасу Манну. Также готовится опера Владимира Раннева «Проза».