0
3645
Газета Культура Интернет-версия

17.07.2017 00:01:00

Прилетели, спели, победили

Тэги: фестиваль, звезды белых ночей, мариинский театр, валерий гергиев, пласидо доминго, ева мария вестбрук


До Петербурга Пласидо Доминго уже пел Макбета в Берлине, Лос-Анджелесе и в Валенсии.	Фото Валентина Барановского предоставлено 	пресс-службой Мариинского театра
До Петербурга Пласидо Доминго уже пел Макбета в Берлине, Лос-Анджелесе и в Валенсии. Фото Валентина Барановского предоставлено пресс-службой Мариинского театра

На XXV фестивале «Звезды белых ночей» Валерий Гергиев продемонстрировал образцово-показательные составы певцов в репертуарных операх «Дон Карлос» и «Макбет» Верди, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.

Для гигантской России одного такого летнего фестиваля, как «Звезды белых ночей» длиной в два месяца, наверно, мало, и чем таких больше, тем было бы лучше. Зальцбургский фестиваль, с которым неизбежно сравнивают этот гергиевский форум, тоже один такой, но ведь и проходит он в маленькой Австрии, куда, правда, съезжается полмира. Да и длится он чуть больше месяца, и наполнение у него исключительно фестивальное – в отличие от «Звезд белых ночей», в программу которого, как и в Зальцбурге, включены камерная и симфоническая программы, но в основе – репертуарные спектакли, большая часть которых автоматом попадает в фестивальный период. В Зальцбурге выпускаются эксклюзивные премьеры с плотными звездными составами участников и меняющимися дирижерами, а на «Звездах» премьер бывает две-три. Фестивальными на «Звездах белых ночей» можно считать по гамбургскому счету лишь те спектакли, куда стремительно, за пару дней вводятся приглашенные звезды. Валерию Гергиеву не приходится долго уговаривать первостатейных солистов, готовых с суперпрофессиональной легкостью впрыгнуть в готовые спектакли. В этом году ими оказались Ева-Мария Вестбрук и музыкант-рекордсмен Пласидо Доминго, давно знакомый с правилами игры Мариинки. Можно было бы продолжить этот ряд и именем Татьяны Сержан, которая еще всего несколько лет назад вызывала восторги европейской публики, а для российской была доступна лишь на роликах youtube или в обзорах зарубежной прессы. Но сегодня она, к счастью соотечественников, значится солисткой Мариинского театра. Валерий Гергиев пригласил эту певицу уникального дарования в свою команду, принял в труппу театра в пору зенита ее вокальной формы. Публика мгновенно оценила масштаб ее артистической личности и со страстью коллекционера старается не пропускать спектакли с участием Сержан. Не говоря о тех певцах, которые, являясь солистами оперной труппы театра, работают на разные части мира, одновременно делая его маленьким и в то же время расширяя границы, укрепляя себя в звании «мировой величины». Это и Анна Нетребко, и меццо-сопрано Екатерина Семенчук, успевающая включать в свои графики и Европу, и Америку, держа на первом плане Россию, и бас Евгений Никитин, которого знают повсюду уже не только как вагнеровского певца, но и как барона Скарпиа из «Тоски» Пуччини, и Рупрехта из «Огненного ангела» Прокофьева. Мировые баллы неуклонно набирает и узбекский тенор Нажмиддин Мавлянов, сделавший в Мариинском театре в уходящем сезоне несколько важных дебютов. Эти певцы представляют тот небольшой, но дорогого стоящий костяк – команду, с которой можно творить и записывать, напоминая знаменитые команды Караяна.

«Дон Карлос» Верди в постановке Джорджо Барберио Корсетти – не самая лучшая сценическая версия шедевра, написанного по драме Фридриха Шиллера, претендующая на глубокомыслие в исторических костюмах. Но даже в таком пустоватом спектакле хороший состав исполнителей способен удовлетворить и Верди, и слушателей с дирижером, каким был Валерий Гергиев после спектакля с участием грандиозного квинтета исполнителей Татьяны Сержан, Екатерины Семенчук, Нажмиддина Мавлянова, Алексея Маркова, Михаила Петренко. Новое, а в определенном смысле беспрецедентное поколение российских вердиевских певцов в их лице отличается не только красотой, силой, осанистостью и чувственностью бельканто, но и отменным итальянским. Татьяна Сержан являет абсолютное чудо сценического преображения, когда из неприметной в обыденной жизни вдруг превращается в королеву Елизавету с ее любовью, ставшей из естественной запретной любовью к пасынку. Все ее тело обретает на сцене завораживающую органику существования, взгляд драматической актрисы будто из старого немого кино выражает неизбывную печаль. Но главное – голос с его чувственным и женственным вибрато, с его страдальческим пафосом, стремлением к истине создавал из героини певицы личность колоссальной силы. Драматическая поэма Шиллера и опера Верди через этот голос обретали в XXI веке посла своей мечты и веры в торжество справедливости. Статный, с чувством собственного достоинства тенор Нажмиддин Мавлянов (Дон Карлос) с его сдержанно южным темпераментом и сильнейшим мужским обаянием добавлял итальянскости происходящему, отдаленно напоминая Марио дель Монако, изумляя ровностью звуковедения, строгим распределением сил и чувством меры. Нидерландская певица Ева-Мария Вестбрук в титульной партии в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича стала первой зарубежной певицей, выступившей в ней в Мариинском театре. Одна из лучших Екатерин, она периодически выходит в этой роли, начиная с 2006 года, но за 10 лет ее интерпретация ничуть не утратила свежести, удивляя искренностью, чистотой и пугающей глубиной прозрения. Надо быть иностранкой, человеком извне, чтобы ярче и четче увидеть образ Лескова и Шостаковича. Валерий Гергиев, кажется, был чрезвычайно вдохновлен такой протагонисткой, словно вновь открывая для себя хорошо знакомые страницы партитуры.

Неизвестно, когда бы снова приехал знаменитый испанский музыкант в Петербург к своему другу маэстро Валерию Гергиеву, если бы не Кубок конфедераций, на один из матчей которого они оба спешили так, что решили перенести оперу «Макбет» с традиционных семи вечера на пять. Впрочем, на качестве, во всяком случае, темпе исполнения это почти не отразилось, хотя некоторые хоры ведьм и пронеслись бешеней обычного, придавая действу больше зажигательности и адского блеска. 76-летний Пласидо Доминго, несколько лет назад понизивший свой статус с тенора до баритона (чем продлил свой вокальный век), уже не раз выходил в партии героя шекспировской трагедии и в Берлине, и в Лос-Анджелесе, и в Валенсии. В двух последних городах его партнершей – одержимой леди Макбет – была меццо-сопрано Екатерина Семенчук, которая составила ему компанию и сейчас в спектакле Мариинского театра. Их сценический союз совсем недавно был зафиксирован на DVD с записью «Макбета», выпущенном на лейбле Sony. После футбола, пожалуй, именно Екатерина стала для Доминго еще одной веской причиной для визита в Мариинский театр, куда он, к счастью российских меломанов, приезжает если и не всегда с частотой раз в год, то в целом все равно с завидной регулярностью. Для певца баритоновая партия Макбета, по его словам, может быть сравнима с партией Отелло, которого он пел, будучи тенором. В обоих случаях герои трагедий Шекспира дают артисту возможность развернуться и всласть музыкально-драматически рефлексировать на тему судьбы, рока, власти, любви и еще много чего другого. А Доминго из «футбольной» тройки знаменитых теноров рядом с Паваротти и Каррерасом всегда отличался обостренным драматизмом своих интерпретаций. Его мариинский дебют в «Макбете» состоялся при горячей поддержке маэстро Гергиева и сильной партнерше, какой предстала Екатерина Семенчук, словно призванная на своем фоне высветить силу и слабость своего шекспировского супруга. Невозможно было не почувствовать, с каким азартом оба жили в пространстве спектакля, блистательно созданного в 2001 году режиссером Дэвидом МакВикаром. К их отрицательным героям, задумавшим построить свою власть на кровавой мести, невозможно было не проникнуться сочувствием и сопереживанием, чему, впрочем, в немалой степени поспособствовал ведь и сам маэстро Верди. Как поспособствовал он и созданию атмосферы безумия, вырастающего из разрушительной жажды мести в «Трубадуре». Его тщетно пытался сдержать маэстро Доминго, стоя за дирижерским пультом, но оно безжалостно прорывалось, пока Азучена в исполнении Екатерины Семенчук не успокоила всех предсмертной колыбельной Манрико в финале.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1244
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3287
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1866
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2178

Другие новости