Спектакль «Пензум» – дуэт хореографии и музыки. Фото с сайта www.open-look.ru
В этом году международный хореографический смотр, основанный Натальей и Вадимом Каспаровыми (создателями санкт-петербургского Дома танца «Канон Данс»), прошел в 19 раз – на Новой сцене Александринского театра. Как видно из названия фестиваля (а еще более – из 20-летней истории OPEN LOOK), его цель - не просто внедрить представления о современном танце в неокрепшее сознание выглянувшего из-за железного занавеса соотечественника, но попытаться всеми силами содействовать раскрепощению восприятия. Начав в 1997 году на свой страх и риск, сегодня «Каннон Данс» берет на себя функции, которые в европейских странах-передовиках в области современного танца, как, например, Франция или Нидерланды (а с недавних пор понемногу, скажем, Венгрия), являются государственной политикой. Пытаясь добиться от городских властей профессиональной и централизованной организации образовательного процесса, предоставления труппам современного танца репетиционных площадей и пр., Создав свою танцевальную школу, «Каннон Данс» осуществляет множество проектов, организовывая семинары и мастер-классы с российскими и зарубежными педагогами, выводя (судя по заполненным зрительным залам) современный танец из разряда эзотерического хобби на оперативный простор, раскрывая на него глаза широких масс.
Образовательная программа (наряду со спектаклями и кинопоказами) – одна из важнейших составляющих ежегодной фестивальной декады. Это не формальная, а жесткая жанрообразующая связка. Слетевшиеся со всей России (250 человек) на лекции и мастер-классы по contemporary, джаз-танцу, импровизации, bodily empathy, техникам «якоря», Gaga и многим другим имеют возможность не просто осваивать ремесло днем в классах, но и увидеть художественный результат в выступлениях их педагогов вечером на сценических площадках OPEN LOOK. Например, в соло шведа Джима Де Блока «Как будто Я» или в «Архивных набросках» Томаса Нуна из Испании, в которых педагоги-художники продемонстрировали выразительность, эмоциональную нюансировку и недоступную слову полисемантику пластики, достижимые лишь при том совершенном овладении ремеслом, когда о ремесле не задумываешься. Кроме того им есть чем поделиться со сцены, в отличие от иных, нередко скрывающих за квази-современным искусством нищету внутреннего мира.
Любопытный эффект получился от спектакля маститого финского хореографа Теро Сааринена. Два года назад на одном из московских фестивалей название «Morphed» перевели как «Превращаемые», теперь – на OPEN LOOK – как «Повзрослевшие», но дело не в этом. Тогда великолепная семерка из Танцевальной компании Теро Сааринена выступала на основной сцене Театра Наций. Из традиционного большого зала, увиденный издалека как единое целое, «Morphed» воспринимался скандинавским эпосом в пластике. Теперь на небольшой и куда более демократично устроенной Новой сцене Александринского театра зритель буквально мог заглянуть в глаза каждому исполнителю, различал индивидуальные черты, сиюминутные детали, частности, не охватывая общей картины, общего рисунка. И спектакль распался на элементы, утратил чистоту и мощь единого потока, не обретя черт ни абстрактого танца, ни драмбалета, ни экзистенциальной драмы.
Стремясь расширять горизонты (географические, интеллектуальные, чувственные, эстетические), организаторы фестиваля объединили в его программе очень разные спектакли – от трогательной и экзотичной исповеди представлявшей Швейцарию японки Каори Ито «Я танцую, потому что не верю словам» до кабаретно-буфонной истории танца «ХореоХроники» в постановке и исполнении бывшего танцовщика труппы Мерса Каннингема Фуфуа д’Имобилите (тоже из Швейцарии). От эксцентрической пантомимы «Абсурдия» о жителях волшебной страны, в которой что-то неладно и явно что-то прогнило (Танцевальная компания Сегеди, Венгрия) до исследования возможностей и границ тела в израильском перформансе «Тела». От воплей катастрофического мышления одного из столпов современного танца, бельгийца Вима Вандекейбуса до демонстрации разных техник в соло «В основном – любовь» Томаса Даниэлиса (Словакия-Австрия).
Но самым громким и ожидаемым событием OPEN LOOK-2017, выводящим его на новый уровень в фестивальной иерархии, стала мировая премьера культовой фигуры современного искусства 21 века Жозефа Наджа. В дуэте с известной французской контрабасисткой Жоэль Леандр на основе дневниковых записей одного из самых трагических персонажей 20 века Йожефа Аттилы, венгерского поэта-самоубийцы, Надж наворожил перформанс-ритуал «Пензум». Хотя по-прежнему аудитории классического и современного танца в России – это два разных мира, столь яростные поначалу неприятие и противостояние становятся все менее острыми. Огромная заслуга в этом принадлежит двадцатилетним трудам фестиваля OPEN LOOK. И дело это не сугубо цеховое.
Судьба восприятия современного танца в России наглядно демонстрирует: открытый взгляд на что-то непривычное, возможно, тебе не близкое, в какой-то (лишь одной из многих на планете) систем ценностей табуированное, помогает шире смотреть на искусство, бесконечность жизненных проявлений и на мир вообще. Стремящемуся думать открытый взгляд даст пищу для ума. Думать не желающему или не умеющему – и в этом предоставит полную свободу. В доведенной до абсурда ситуации свободы в конце концов родятся новые системы критериев и ориентиров. Разные. И открытый взгляд опять поможет мирно сосуществовать, не стыдясь самих себя, созидая, а не выискивая врагов, запрещая спектакли и оскорбляясь в лучших чувствах на любой чих.
Санкт-Петербург