0
3650
Газета Культура Интернет-версия

14.07.2017 00:01:00

Танец с широко открытыми глазами

Тэги: фестиваль, хореография, танец, open look, петербург


фестиваль, хореография, танец, open look, петербург Спектакль «Пензум» – дуэт хореографии и музыки. Фото с сайта www.open-look.ru

В этом году международный хореографический смотр, основанный Натальей и Вадимом Каспаровыми (создателями санкт-петербургского Дома танца «Канон Данс»), прошел в 19 раз – на Новой сцене Александринского театра. Как видно из названия фестиваля (а еще более – из 20-летней истории OPEN LOOK), его цель - не просто внедрить представления о современном танце в неокрепшее сознание выглянувшего из-за железного занавеса соотечественника, но попытаться всеми силами содействовать раскрепощению восприятия. Начав в 1997 году на свой страх и риск, сегодня «Каннон Данс» берет на себя функции, которые в европейских странах-передовиках в области современного танца, как, например, Франция или Нидерланды (а с недавних пор понемногу, скажем, Венгрия), являются государственной политикой. Пытаясь добиться от городских властей профессиональной и централизованной организации образовательного процесса, предоставления труппам современного танца репетиционных площадей и пр., Создав свою танцевальную школу, «Каннон Данс» осуществляет множество проектов, организовывая семинары и мастер-классы с российскими и зарубежными педагогами, выводя (судя по заполненным зрительным залам) современный танец из разряда эзотерического хобби на оперативный простор, раскрывая на него глаза широких масс.

Образовательная программа (наряду со спектаклями и кинопоказами) – одна из важнейших составляющих ежегодной фестивальной декады. Это не формальная, а жесткая жанрообразующая связка. Слетевшиеся со всей России (250 человек) на лекции и мастер-классы по contemporary, джаз-танцу, импровизации, bodily empathy, техникам «якоря», Gaga и многим другим имеют возможность не просто осваивать ремесло днем в классах, но и увидеть художественный результат в выступлениях их педагогов вечером на сценических площадках OPEN LOOK. Например, в соло шведа Джима Де Блока «Как будто Я» или в «Архивных набросках» Томаса Нуна из Испании, в которых педагоги-художники продемонстрировали выразительность, эмоциональную нюансировку и недоступную слову полисемантику пластики, достижимые лишь при том совершенном овладении ремеслом, когда о ремесле не задумываешься. Кроме того им есть чем поделиться со сцены, в отличие от иных, нередко скрывающих за квази-современным искусством нищету внутреннего мира.

Любопытный эффект получился от спектакля маститого финского хореографа Теро Сааринена. Два года назад на одном из московских фестивалей название «Morphed» перевели как «Превращаемые», теперь – на OPEN LOOK – как «Повзрослевшие», но дело не в этом. Тогда великолепная семерка из Танцевальной компании Теро Сааринена выступала на основной сцене Театра Наций. Из традиционного большого зала, увиденный издалека как единое целое, «Morphed» воспринимался скандинавским эпосом в пластике. Теперь на небольшой и куда более демократично устроенной Новой сцене Александринского театра зритель буквально мог заглянуть в глаза каждому исполнителю, различал индивидуальные черты, сиюминутные детали, частности, не охватывая общей картины, общего рисунка. И спектакль распался на элементы, утратил чистоту и мощь единого потока, не обретя черт ни абстрактого танца, ни драмбалета, ни экзистенциальной драмы.

Стремясь расширять горизонты (географические, интеллектуальные, чувственные, эстетические), организаторы фестиваля объединили в его программе очень разные спектакли – от трогательной и экзотичной исповеди представлявшей Швейцарию японки Каори Ито «Я танцую, потому что не верю словам» до кабаретно-буфонной истории танца «ХореоХроники» в постановке и исполнении бывшего танцовщика труппы Мерса Каннингема Фуфуа д’Имобилите (тоже из Швейцарии). От эксцентрической пантомимы «Абсурдия» о жителях волшебной страны, в которой что-то неладно и явно что-то прогнило (Танцевальная компания Сегеди, Венгрия) до исследования возможностей и границ тела в израильском перформансе «Тела». От воплей катастрофического мышления одного из столпов современного танца, бельгийца Вима Вандекейбуса до демонстрации разных техник в соло «В основном – любовь» Томаса Даниэлиса (Словакия-Австрия).

Но самым громким и ожидаемым событием OPEN LOOK-2017, выводящим его на новый уровень в фестивальной иерархии, стала мировая премьера культовой фигуры современного искусства 21 века Жозефа Наджа. В дуэте с известной французской контрабасисткой Жоэль Леандр на основе дневниковых записей одного из самых трагических персонажей 20 века Йожефа Аттилы, венгерского поэта-самоубийцы, Надж наворожил перформанс-ритуал «Пензум». Хотя по-прежнему аудитории классического и современного танца в России – это два разных мира, столь яростные поначалу неприятие и противостояние становятся все менее острыми. Огромная заслуга в этом принадлежит двадцатилетним трудам фестиваля OPEN LOOK. И дело это не сугубо цеховое.

Судьба восприятия современного танца в России наглядно демонстрирует: открытый взгляд на что-то непривычное, возможно, тебе не близкое, в какой-то (лишь одной из многих на планете) систем ценностей табуированное, помогает шире смотреть на искусство, бесконечность жизненных проявлений и на мир вообще. Стремящемуся думать открытый взгляд даст пищу для ума. Думать не желающему или не умеющему – и в этом предоставит полную свободу. В доведенной до абсурда ситуации свободы в конце концов родятся новые системы критериев и ориентиров. Разные. И открытый взгляд опять поможет мирно сосуществовать, не стыдясь самих себя, созидая, а не выискивая врагов, запрещая спектакли и оскорбляясь в лучших чувствах на любой чих.  

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1303
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
834
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1576
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1526

Другие новости