0
2573
Газета Культура Интернет-версия

10.07.2017 00:01:00

Благо на пути зла

Тэги: чеховский фестиваль, голландия, театр, тайная сила, ив ванн хове, театральная критика


чеховский фестиваль, голландия, театр, тайная сила, ив ванн хове, театральная критика Участники голландской миссии терпят крах. Фото Jan Versweyveld с официального сайта фестиваля

Спектакль «Тайная сила» в одном из лучших театров Европы «Тонелгруп Амстердам» поставил известный голландский режиссер Ив ванн Хове. В качестве основы он выбрал роман классика голландской литературы рубежа XIX и XX веков Луи Куперуса, которого почитал Оскар Уайльд, цех европейских литераторов, включая и российских.

Это режиссерское высказывание отличает независимость и, можно сказать, идеологическая смелость, поскольку Ив ванн Хове не страшится быть записанным в черный список нетолерантных художников, не боится быть обвиненным в политической некорректности и еще во многих смертных грехах, поскольку ослушался предписаний о руководящей и направляющей роли евростандарта для других, «отсталых» народов.

Миссионерская европейская идея терпит крах не столько у Куперуса, но еще в большей мере у Ива ванн Хове. И дело не только в том, что совместить колониальное управление с просвещением не представляется возможным, более непреодолимо ментальное несовпадение цивилизаций. Куперус отдает судьбы героев во власть мистики – Ив ванн Хове видит причины краха европейцев на индонезийской чужбине, в частности, в следовании своим клише, в неспособности дать права на жизнь иному. Чем больше блага стремится осуществить наместник Отто ванн Аудейк (Гейс Схолтенван Асат) на Яве, тем большая пропасть разверзается под ним. Какая горькая ирония заключена в том, что идея блага приводит к мысли о вводе войск для подавления мятежа аборигенов. А ведь наместник исходил из идеи справедливости. Регент не платил вождям, проигрывал в карты деньги казны. Отто отстранил регента. Однако местное население, ради которого наместник пошел на столь суровое наказание, взбунтовалось против его решения.

Ева (в романе первая жена наместника, а в спектакле – женщина из миссии) жалуется другу, что их служанка, сначала разрешившая жить своей дочке у них в голландской семье, забрала обратно ребенка, к которому они успели привязаться и полюбить. Оказывается, яванке не пришлось по душе, что девочку Мину стали звать любовно Милати, а так на Яве зовут танцовщиц.

И вот вроде все хотят как лучше, а получается не просто как всегда, а хуже, чем всегда. Крах случается с каждым из голландской миссии.

Дом наместника – собрание пороков. Его жена Леони спит и с пасынком Тео (Йип ван ден Дол), и с яванцем Адди (Мингус Дагелет), которого любит падчерица Додди (Хелен Девос). Тео случайно узнает, что у него есть незаконнорожденный брат яванец, с которым он встречается. Все скелеты, старательно спрятанные семейством Аудейков в шкафу, тем не менее известны всем на острове.

Режиссер намеренно разворачивает действие в сегодняшнем дне, а не удаляет спектакль во время начала ХХ века. Тогда сам писатель гостил с женой у родственников, живших в Нидерландской Индии, и тогда же родился роман «Тайная сила».

Ив ванн Хове отдает предпочтение пустому пространству. Он не любит бутафории. Сцена зажата по периметру в каре (сценография, свет Ян Версвейвелд), на которое дается видеоизображение. То волны океана набегают на экране так, что, кажется, вот-вот выплеснутся и разобьются о сцену, то видим дорогу к озеру, то – хронику военного парада начала века.

Ив Ван Хове не впадает в соблазн экзотики. Никаких тебе крон баньянов, кокосовых пальм, гигантских папоротников и т.д. Только звук и вода – в добавочном списке действующих лиц. Говорят, на спектакль уходит 7 т воды. Тропические ливни заливают сцену и в моменты праздника, и в любовных сценах, и в ритуальном танце яванца.

И даже когда Леони (Халина Рейн) принимает душ, то Ив ванн Хове не позволит эту сцену сыграть бытово, а придаст эпизоду символизм. Вода, омывающая ее нагое тело, окрасится кровью. Леони, как почти все участники драмы, предчувствует катастрофу. И она вскоре покинет остров. Куперус аттестовал ее как женщину холодной корректной порочности. В спектакле Леони – не столько свободная от условностей блудница начала ХХ века. Она живет, не задумываясь ни о чем, беспечно отдаваясь на волю своим изменчивым чувствам. И если Ева, глубоко проживая жизнь, разочаровывается в идее общего блага, осознает, что европейское индонезийское сосуществование оказывается мифом, то Леони не обременяет себя рефлексией. Но даже она не выдерживает и бежит с острова.

В спектакле Ева садится за рояль, который сказать расстроен – не сказать ничего. Тараканы и москиты сожрали инструмент, полагает она. Раздается звук, похожий на скрип несмазанной телеги.

Вместе с тем спектакль населен звуками другого толка. Азиатские гонги, бамбуковые шесты и хрустальные мелодии фортепиано благодаря музыканту Харри де Виту включены в партитуру спектакля. Этот синтез архаики и классики сообщает современное звучание постановке Ива ванн Хове.

Спектакль окутан особой дымкой муссона. Воздух тумана то и дело обволакивает танцующие фигуры. Возникает горькая и печальная поэтическая нота.

Наместник бежал. Он собирает и переливает воду из деревянных чурбанчиков, уговаривая себя, что делал все правильно. Только рядом с ним нет ни жены, ни детей, а на карьере поставлен большой жирный крест.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
678
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
825
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
762
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
758

Другие новости