0
3960
Газета Культура Интернет-версия

07.07.2017 00:01:00

Зинаида Серебрякова и еще много-много раз

Тэги: выставка, зинаида серебрякова, судьба, творчество


«За туалетом. Автопортрет» 1909 года.	Фото автора
«За туалетом. Автопортрет» 1909 года. Фото автора

Мирискусницу Серебрякову Третьяковская галерея показывала относительно недавно, три года назад сделав выставку ее парижского периода и представив еще графику ее детей Александра и Екатерины (см. «НГ» от 17.02.14). В год 50-летия со дня смерти художницы снова сделали ретроспективу – на сей раз в 200 картин и рисунков, включая совсем ранние «пробы пера». Заняла выставка оба этажа Инженерного корпуса, и открывается она, конечно, самой знаменитой и одной из лучших серебряковских работ – автопортретом у зеркала. В музее говорят, что, поскольку «первая большая выставка Серебряковой» здесь прошла в 1986-м, «назрела потребность познакомить новое поколение зрителей с творчеством» художницы. Но в целом этот показ представляет интерес, скорее поскольку речь идет о династии Бенуа-Лансере, трудной судьбе самой Серебряковой и о любви к домашнему очагу. Серебряковская живопись эффектна, но все-таки довольно однообразна.

С того самого известного автопортрета 1909-го глядит яркими глазами-«вишнями» вскинувшая черную бровь девушка. И расчесывает волосы. Мало того, что это автопортрет художницы-женщины, так даже не просто «артистический», а в неглиже. И смотрит она в зеркало, да так, что, выходит, и мы глядим не на картину, а в зеркало. Свободная по живописи, смелая по замыслу вещь. Приходится повториться – едва ли не лучшее из созданного Серебряковой (а и автопортретов, и портретов детей, и просто портретов художница оставила в избытке). Эту работу уже в 1910-м купила Третьяковка. На ней – девушка 24–25 лет, дочка скульптора Евгения Лансере и Екатерины Бенуа, сестры мирискусника Александра Бенуа.

Серебрякова вышла замуж за двоюродного брата, Бориса Серебрякова, родила четверых детей. В 1917-м выдвигалась на звание академика Императорской академии художеств – но революционность времени помешала избранию. Два года спустя умер в Харькове муж. Имение Нескучное в Курской губернии было сожжено и разорено. В 1924-м она отправилась во Францию – получилось, что навсегда, оказавшись разлученной с матерью и детьми. Вернее, Александр и Екатерина в течение первых ее парижских лет сумели перебраться к Серебряковой. Дочь Татьяна смогла приехать к ней только в 1960-м, сын Евгений – шесть лет спустя. Мать художницы умерла в 1933 году.

Работы русского периода Серебряковой считаются лучшими. Дети, крестьянки в Нескучном, портреты родственников и друзей. «Есть художники, для которых рисование и живописание – это не пограничная ситуация откровения, а форма жизни как таковой. Серебрякова так жила и так писала свои картины», – слова искусствоведа Александра Якимовича из выставочного каталога. «Форма жизнедеятельности. Проснулся, умылся, позавтракал и написал акварель. Погулял – зарисовал увиденное... Побеседовал с другом, написал его портрет», – тоже его слова.

Мир Серебряковой – прежде всего дети, обедающие, спящие, играющие (небольшая темпера «Женя и Шура на крыльце в Нескучном» по письму почти эскизна и тем хороша). Художница пишет вроде бы обыденное, случайно выхваченные эпизоды, но есть у ее работ свойство открыточности. Ей нужно, чтобы «случайное» было красивым. Тот эффект, что приведет к некоторой заштампованности. Если бы Серебрякова жила в пору Facebook, наверняка постила бы много фотографий. Ведь и, скажем, «За завтраком» имитирует фотографию. Вот дети сидят за столом, один полощет ложку в супе, и вдруг они – на ее голос наверняка – обернулись.

На каталоге значится «18+». Серебрякова отчего-то любила изображать обнаженных женщин. Часто – даже собственных юных дочерей (на выставке их не показывают – возможно, памятуя об активизировавшихся блюстителях «нравственности»).

Другая линия – крестьянки. В опусах этой художницы легко найти разные влияния, и в связи с крестьянским циклом 1903–1917 годов, где она писала крестьян в имении Нескучное, вспоминают, с одной стороны, лирического Венецианова (у Серебряковой эти отзвуки слышны во фрагментах несохранившихся вариантов картины «Жатва»), с другой – монументальность, статуарность Микеланджело. В «Белении холста» художницу занимают не столько труды ее героинь, сколько их мощные, пышущие здоровьем тела, величественность жестов (и в связи с центральной героиней, обернувшейся чуть назад, можно говорить и о серебряковской версии характерных микеланджеловских figura serpentinata, «закрученных» фигур). Апогей тут – «Баня». Кажется, жар уже и переваливает из картинной плоскости в реальное пространство. «А тело пахнет так, как пахнет тело,/ Не как фиалки нежный лепесток», – цитирует Шекспира Александр Якимович.

Мирискусницу Серебрякову причисляют к неоклассицизму. Тому, что уходит в салонность. В этюдах к тому же крестьянскому циклу она свободнее (в картинах же часто как будто «засушивает» эмоцию). В Третьяковке показывают необычный композиционно – понятно, что случайно так сделанный, – но обращающий на себя внимание рисунок «Идущие крестьянки и голова мальчика»: под «фризом» небольших, но с монументальной статью женских фигур оказывается «навзничь» положенная огромная голова мальчика. Они – со штриховкой, с поиском позы и жеста. Он, мальчик, изображен почти как фарфоровая фигурка. 

Стремление Серебряковой к выразительности, которую она видела в красивости, часто давало странные результаты. Дело даже не в том, что порой кажется, будто многие ее герои похожи друг на друга кукольностью лиц, а выразительность глаз, взгляда почти неизменно подчеркивается просто удлиненной темной линией на верхнем веке, эдакой «подводкой». Но вот смотришь на «Купальщицу», рассевшуюся на белой драпировке то ли в малахитовых кустах, то ли в камышах, но при этом театрально освещенную (и с лицом сестры Серебряковой – Екатерины), и думаешь: что мешает эту вещь воспринимать? Мне кажется, это история о том, что мощь Микеланджело (а у скульптора в ней было сильно трагическое начало, которого тут нет) и рокайльную игривость (правда, у Серебряковой все же без свойственной этому стилю легкости), скажем, Франсуа Буше совместить невозможно.

А когда в начале 1920-х дело дошло до балетных работ (дочь Тата занималась хореографией), художница с увлечением изображала гримерки балерин.

Все это весьма мило. Но «милые люди» ведь значит одно, а «милое искусство»...

Первая для Серебряковой работа над монументальными росписями должна была состояться в 1910-х годах, но революция не дала планам сбыться. Получивший заказ на оформление ресторана щусевского Казанского вокзала Александр Бенуа привлек к декорированию других мирискусников. Серебрякова создала эскизы с фигурами-персонификациями стран Востока – Турцией, Индией, Сиамом и Японией. Могучие, «скрученные» женские фигуры явно «вспоминают» сивилл с микеланджеловского свода Сикстинской капеллы.

Если здесь художница припустила изображения дозой декоративности, то в панно, выполненных уже в эмигрантский период для виллы бельгийского барона де Броуэра в Помрейле, увлечение могучестью форм и тяготение к реализму и натуралистичности оставляют чувство недоумения. Панно считались утраченными, потом были найдены и сейчас обретаются в московской галерее «Триумф». Персонификации занятий заказчика (юриспруденция и т.д.) и стран – это мясистые «тетеньки», стоящие в нишах и лежащие перед картушами с картами. Снова вспоминаешь Микеланджело – его «День» и «Ночь» на гробнице Медичи. Но у скульптора эти тяжелые тела были «недопроявлены» из камня, закручены и положены на покатую, «неудобную» поверхность, что артикулировало трагизм. Здесь же женщины, вольготно расположившись, кладут ногу на ногу, разве что пальцами не шевелят. Это уже совсем другой язык, увы, чем-то сходный с живописью СССР конца 1930-х.

У Серебряковой трагическую биографию трудно отделить от творчества. Возможно, в нем – кроме заработка – она искала спасение от бед, и упрекнуть ее не повернется язык. Вероятно, отсюда стремление к красивости, а от нее – популярность у сегодняшних зрителей. Серебрякова была женщиной больше, чем художницей, и рассматривать ее кажется адекватнее именно так. Эти ипостаси у нее неравноценны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1138
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1312
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1426
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3591

Другие новости