Инсталляция краснодарской арт-группировки ЗИП – «Равновесие с небольшой погрешностью». Фото агентства «Москва»
Продолжая придуманный к своему 10-летию цикл «Прощание с вечной молодостью» - с идеей вывести уже признанных художников из ранга вечно молодых, – Винзавод на этот раз не в цеховом пространстве, а на площади представил инсталляцию краснодарской арт-группировки ЗИП «Равновесие с небольшой погрешностью». Ее хорошо смотреть вместе с другой тотальной инсталляцией – «Живой водой» Пахома, которую показывает галерея «Риджина». Обе они о стране, живущей фобиями и надеющейся на авось.
Возможно, ЗИПы решили сыграть в Джорджо де Кирико. И заодно упаковать в эту игру насущные проблемы. На площади взгромоздили монументальный памятник - от столицы до самых до окраин. Стоит он на расширяющейся внизу колонне, подвязанный для прочности веревками, - вторая колонна рядышком пала «ниц», и ее смекалистые люди приспособили под скамейки. ЗИПы зимой в галерее XL показывали свою – народную – версию рыночных отношений (см. «НГ» от 12.12.16), и сейчас выступают одновременно от лица «народных» художников, но вместе с тем, как теперь модно выражаться, и с актуальным трендом – как благоустроители города.
Да, про де Кирико. Пока его метафизические картины – с колоннами и их обломками, с манекенами не то что в пустынной, часто кажется, в безвоздушной среде, – показывают в Третьяковке (см. «НГ» от 20.04.17), ЗИПы, быть может, откликаются и на эту эстетику. Одновременно сводя на нет, раз уж их площадь тут же стала обжита людьми. В характерной стилистике - все сработано из подручных средств - эдакая монументальная пропаганда выглядит чуть кособоко, да удерживает равновесие. Художники говорят, что откликаются и на отмечание 100-летия революции, и на тему образов власти.
И при кураторском руководстве Анастасии Шавлоховой ЗИПы верны себе и, давая намек на известное, тут же уводят линию в ироническое русло. Их монумент сотрясает воздух патетическим жестом, напоминая разом и «Сеятеля» Кисы Воробьянинова, каким его представил товарищ Бендер, и статую свободы, но с пустыми руками и в накидке из цепей... А может быть это аллюзия еще и на новый столичный монумент князю Владимиру, устрашающий Боровицкую площадь (даром что она входит в буферную зону находящегося в списке ЮНЕСКО Кремля) и установленный аккурат накануне 2017-го, когда все бросились отмечать 100-летие революции и вспомнили про авангард и его эстетику. В руке зиповской скульптуры ничего нет нужное – добавить. Зато рядом стоит строительный подъемник, каждому дающий возможность сыграть в демократию и подняться на один уровень с вождем на колонне. За подъемником – бытовка с книжкой Фадеева и чайной чашкой, да леса – у нас все время что-нибудь строят – с лозунгами народного волеизъявления «Точка кипения» и рядом «Царь горы», и еще знак анархии, совмещенный с тем, что рисуют на заборе.
Краснодарские художники делают искусство социальное – не в прямом смысле слова. Если решить наболевшие вопросы из жизни не хочется сверху, а снизу нельзя, остается включить сарказм. Ну, собрались на площади, обсудили, сидя на лавочке - а памятник оказывается то ли Свободе в цепях, то ли царю/вождю, вот что можно показать, сохраняя хлипкое равновесие. Если говорить о ЗИПах, они по отношению к самим себе не сделали шага вперед, но и не простились с ернической молодостью. А если «переводить стрелки» на государство и общество, «равновесие с... погрешностью» – диагноз.
Пахом (Сергей Пахомов), как указывают в галерее «Риджина», «в соавторстве с художником Marinesca» тоже представил вещь социальную. И тотальную не только как тотальная инсталляция, но и как тотальная – и социальная – готовность быть зомбированными обещанием каких бы то ни было благ. Даром что времена Чумака и Кашпировского прошли. «Живой водой» Пахом вспоминает как раз их, расставляя банки с жидкостью – прозрачной и красной (раз уж кровь – символ жизни и смерти), примеряя на себя маски народных целителей, усаживаясь перед экраном, взывая с холстов о сильных установках, о том, чтоб сесть поудобнее... Воздействие шизофренической силы, галерею не узнать, все здесь заставлено и завешано плотно-плотно. Пахом «колдует», заряжает и гипнотизирует. В выставочной преамбуле, пока вы не зашли в главный зал – как тоже теперь любят говорить, в «место силы» - есть разные фотографии. То в красной водице плавает тело, то над стеклянной посудиной висит снимок «целитель» в красном плаще справляет нужду.
Так что это чрезвычайно народные выставки – и по сюжету, и по исполнению. И по ощущению замкнутого круга, что все это было и будет.