Сцена из спектакля "Наш Пушкин". Российский государственный институт сценических искусств. Фото предоставлено ГПТЦ.
Международный, учрежденный по инициативе Пушкинского музея-заповедника фестиваль в этом году проходил в обновленном формате: организатором фестиваля впервые выступил Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге под руководством народного артиста Владимира Рецептера. В программе – спектакли по произведениям А. С. Пушкина и русской классики. «Фестиваль готовится год – и всю жизнь», – сказал Рецептер на пресс-конференции. Года на подготовку у организаторов фестиваля не было, его передали в ведение Пушкинского театрального центра только в марте. А «вся жизнь» - была. Нынешней весной Пушкинский центр отметил свое 25-летие, за эти четверть века проделана огромная работа по созданию «театрального собрания сочинений Пушкина». Театр «Пушкинская школа», возникший в 2006 году на базе выпускного курса Санкт-Петербургской театральной академии под руководством Рецептера, играет спектакли не только по драматическим сочинениям Пушкина, но и по его прозе, и даже по незаконченным отрывкам. А с 1994 по 2014 год по инициативе и под руководством Рецептера проходил зимний Всероссийский Пушкинский фестиваль во Пскове, где не только показывали пушкинские спектакли, но и разворачивались дискуссии театроведов, филологов, критиков, режиссеров. Об этом бесценном опыте свидетельствует сегодня изданный по материалам фестиваля двухтомник «Играем Пушкина» (2001, 2014). Владимир Рецептер в 2014 году был оттеснен от руководства фестивалем (факт, с трудом укладывающийся в сознании), нынешние его организаторы к этому непричастны, но к прежнему формату фестиваля возвращаться не хотят, значительно расширив программу. В отличие от них, Рецептер убежден в возможности целиком посвятить фестиваль Пушкину, стимулируя тем самым российские театры сценически осваивать наследие поэта. Остается надеяться, что новый молодежный фестиваль в Михайловском продолжит эту прерванную традицию. Вопрос только в финансировании. Деньги Министерством обещаны и на сегодня уже частично переведены, но готовить и проводить фестиваль Пушкинскому центру пришлось не только в короткие сроки, но и на собственные средства. Все эти, хочется верить, временные трудности не позволили пока собрать в Михайловском собственно пушкинские спектакли, возобновить лаборатории. Афиша фестиваля, тем не менее, составлялась продуманно, ведь вектор деятельности Пушкинского центра – стремление понять автора-классика, вступить с ним со сцены в содержательный диалог – ясно прослеживалось в спектаклях основной программы. Фестиваль, проходивший в начале июня в Пушкиногорье, открылся в день рождения Пушкина. В этот день в полдень совершилась лития в Святогорском монастыре и участники фестиваля вместе с монахами и всеми собравшимися на могиле Пушкина молились «об убиенном болярине Александре» и пели ему вечную память. И первые строчки стихотворения «Бог помочь вам, друзья мои…», прочитанного студентом Владимира Рецептера Михаилом Кудриным – пушкинским приветствием и благословением были обращены непосредственно к нам, стоящим вокруг.Сцена из спектакля "Кюхля". Театральный институт им. Б. Щукина. |
Природно-культурные площадки музей-заповедник предоставил и другим спектаклям фестиваля: в пространстве «Гумно» деревни Бугрово оказалась уместна пушкинская «Сказка и рыбаке и рыбке», сыгранная в скоморошьем стиле музыкально-драматическим театром-студией «Берег» (режиссер Павел Снитко, Санкт-Петербург). Моноспектакль актера и режиссера Владимира Деля «Моцарт и Сальери» по одной из «маленьких трагедий» Пушкина привез молодежный театр «Предел» из города Скопина Рязанской области, Это уже третья версия спектакля (в первой, показанной когда-то на Всероссийском Пушкинском фестивале во Пскове, играл вместе с отцом совсем еще юный Илья Дель, ныне известный уже актер, он приехал и на этот раз, помог установить декорации и остался зрителем). Владимир Дель творил сценическую материю на наших глазах из глины, песка и простых подручных средств (в этом ему помогла художник Дарья Киселева, создавшая также и перчаточных кукол Моцарта и Сальери), развоплотил поэзию в прозу, пушкинскую историю вернул к почти архетипическому сюжету про гения и завистника и авторски подписался под своим спектаклем, надев в финале очки пушкинского слепого скрыпача, не претендуя тем самым на совершенство своего творения. Между тем ни мысль Пушкина, ни трагическая музыка Моцарта не были здесь ни снижены, ни искажены. И лишний раз подумалось, сидя на этом спектакле, что единственным критерием в вопросе о границах интерпретации классики может быть только культура театра, его способность вести диалог с автором литературного произведения в одном ценностном смысловом поле. Этому критерию соответствовали и все остальные спектакли фестиваля. «Вальс имени Гоголя» по повести «Записки сумасшедшего» в постановке Владимира Рецептера продемонстрировал настоящее мастерство режиссерского и актерского прочтения классического текста, понятого и высвеченного до потаенных глубин, запретных, кажется, даже для самого гоголевского героя - в роли Поприщина выступил один из ведущих актеров театра «Пушкинская школа» Денис Волков, фантазии же Аксентия Ивановича были тонким пластическим аккомпанементом разыграны студентами Рецептера.
Гоголь - Виктор Бугаков. "Никошенька. Петербургский дебют".
Театр "Цехъ". Фото со страницы спектакля "Вконтакте". |