0
3602
Газета Культура Интернет-версия

01.07.2017 13:50:00

"Младая будет жизнь играть…"


Сцена из спектакля "Наш Пушкин". Российский государственный институт сценических искусств. Фото предоставлено ГПТЦ.

Международный, учрежденный по инициативе Пушкинского музея-заповедника фестиваль в этом году проходил в обновленном формате: организатором фестиваля впервые выступил Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге под руководством народного артиста Владимира Рецептера. В программе – спектакли по произведениям А. С. Пушкина и русской классики.

«Фестиваль готовится год – и всю жизнь», – сказал Рецептер на пресс-конференции. Года на подготовку у организаторов фестиваля не было, его передали в ведение Пушкинского театрального центра только в марте. А «вся жизнь» - была. Нынешней весной Пушкинский центр отметил свое 25-летие, за эти четверть века проделана огромная работа по созданию «театрального собрания сочинений Пушкина». Театр «Пушкинская школа», возникший в 2006 году на базе выпускного курса Санкт-Петербургской театральной академии под руководством Рецептера, играет спектакли не только по драматическим сочинениям Пушкина, но и по его прозе, и даже по незаконченным отрывкам. А с 1994 по 2014 год по инициативе и под руководством Рецептера проходил зимний Всероссийский Пушкинский фестиваль во Пскове, где не только показывали пушкинские спектакли, но и разворачивались дискуссии театроведов, филологов, критиков, режиссеров.

Об этом бесценном опыте свидетельствует сегодня изданный по материалам фестиваля двухтомник «Играем Пушкина» (2001, 2014). Владимир Рецептер в 2014 году был оттеснен от руководства фестивалем (факт, с трудом укладывающийся в сознании), нынешние его организаторы к этому непричастны, но к прежнему формату фестиваля возвращаться не хотят, значительно расширив программу. В отличие от них, Рецептер убежден в возможности целиком посвятить фестиваль Пушкину, стимулируя тем самым российские театры сценически осваивать наследие поэта.

Остается надеяться, что новый молодежный фестиваль в Михайловском продолжит эту прерванную традицию. Вопрос только в финансировании. Деньги Министерством обещаны и на сегодня уже частично переведены, но готовить и проводить фестиваль Пушкинскому центру пришлось не только в короткие сроки, но и на собственные средства. Все эти, хочется верить, временные трудности не позволили пока собрать в Михайловском собственно пушкинские спектакли, возобновить лаборатории. Афиша фестиваля, тем не менее, составлялась продуманно, ведь вектор деятельности Пушкинского центра – стремление понять автора-классика, вступить с ним со сцены в содержательный диалог – ясно прослеживалось в спектаклях основной программы. 

Фестиваль, проходивший в начале июня в Пушкиногорье, открылся в день рождения Пушкина. В этот день в полдень совершилась лития в Святогорском монастыре и участники фестиваля вместе с монахами и всеми собравшимися на могиле Пушкина молились «об убиенном болярине Александре» и пели ему вечную память. И первые строчки стихотворения «Бог помочь вам, друзья мои…», прочитанного студентом Владимира Рецептера Михаилом Кудриным – пушкинским приветствием и благословением были обращены непосредственно к нам, стоящим вокруг.

kuhl.jpg
Сцена из спектакля "Кюхля". Театральный институт им. Б. Щукина.
Открыли программу фестиваля третьекурсники Театрального института им. Б. Щукина спектаклем «Кюхля» по одноименному роману Ю. Н. Тынянова. Студенты выбрали из романа то, что близко им самим сегодняшним – главы, посвященные лицейскому братству, которые в постановке художественного руководителя курса Анны Дубровской сложились в целостную композицию и прозвучали у щукинцев лирически-светло, наполненно, выразительно по драматической форме. Спектакль-концерт студентов 3 курса Владимира Рецептера (РГИСИ) «Скоморохи. Актеры. Певцы» был скорее аккомпанементом к основной программе фестиваля, но самый развернутый в нем отрывок, оратория-действо В. Гаврилина «Скоморохи», получился по-настоящему сильным вокально-драматическим высказыванием начинающих артистов.

«Дуэль» по повести А. П. Чехова показали студенты мастерской Юрия Красовского (РГИСИ). Разбег режиссерской композиции в постановке Михаила Ильина показался несколько затянутым, но в целом этот спектакль с его глубиной прочтения чеховских смыслов, слаженной игрой ансамбля, психологическим объемом главных ролей мог бы украсить афишу и любого профессионального театра. Троих исполнителей стоит назвать поименно, это Сергей Серегин (Лаевский), Федор Пшеничный (фон Корен) и Артем Осадчий (дьякон Победов) - думаю, о них мы еще услышим в ближайшие годы. Красовцы привезли и литературно-музыкальную композицию «Наш Пушкин», ее показали на открытой сцене музея-усадьбы Михайловское, и это стало настоящим подарком зрителям и самим артистам. Ребята читали стихи, разыгрывали отрывки из пушкинских поэм и романа «Евгений Онегин» - а им аккомпанировали безмятежно-голубое небо над головой, зеленый простор, далеко уходящий вдаль горизонт и эхо, лучше любой акустики разносившее голоса. Опыт для студентов-выпускников счастливый и незабываемый.
Природно-культурные площадки музей-заповедник предоставил и другим спектаклям фестиваля: в пространстве «Гумно» деревни Бугрово оказалась уместна пушкинская «Сказка и рыбаке и рыбке», сыгранная в скоморошьем стиле музыкально-драматическим театром-студией «Берег» (режиссер Павел Снитко, Санкт-Петербург). 

Моноспектакль актера и режиссера Владимира Деля «Моцарт и Сальери» по одной из «маленьких трагедий» Пушкина привез молодежный театр «Предел» из города Скопина Рязанской области, Это уже третья версия спектакля (в первой, показанной когда-то на Всероссийском Пушкинском фестивале во Пскове, играл вместе с отцом совсем еще юный Илья Дель, ныне известный уже актер, он приехал и на этот раз, помог установить декорации и остался зрителем). Владимир Дель творил сценическую материю на наших глазах из глины, песка и простых подручных средств (в этом ему помогла художник Дарья Киселева, создавшая также и перчаточных кукол Моцарта и Сальери), развоплотил поэзию в прозу, пушкинскую историю вернул к почти архетипическому сюжету про гения и завистника и авторски подписался под своим спектаклем, надев в финале очки пушкинского слепого скрыпача, не претендуя тем самым на совершенство своего творения. Между тем ни мысль Пушкина, ни трагическая музыка Моцарта не были здесь ни снижены, ни искажены. И лишний раз подумалось, сидя на этом спектакле, что единственным критерием в вопросе о границах интерпретации классики может быть только культура театра, его способность вести диалог с автором литературного произведения в одном ценностном смысловом поле.

Этому критерию соответствовали и все остальные спектакли фестиваля. «Вальс имени Гоголя» по повести «Записки сумасшедшего» в постановке Владимира Рецептера продемонстрировал настоящее мастерство режиссерского и актерского прочтения классического текста, понятого и высвеченного до потаенных глубин, запретных, кажется, даже для самого гоголевского героя - в роли Поприщина выступил один из ведущих актеров театра «Пушкинская школа» Денис Волков, фантазии же Аксентия Ивановича были тонким пластическим аккомпанементом разыграны студентами Рецептера.

nik.jpg
Гоголь - Виктор Бугаков. "Никошенька. Петербургский дебют".
Театр "Цехъ". Фото со страницы спектакля "Вконтакте".
Завершал фестиваль (и, так случилось, свою четырехлетнюю сценическую историю) спектакль «Никошенька. Петербургский дебют» театра «Цехъ» в постановке Екатерины Ханжаровой. Изящную пьесу по произведениям и письмам Гоголя написал актер Виктор Бугаков, исполнивший в спектакле – с мягкой иронией, лиризмом и тонким проникновением в гоголевский мир - и главную роль Никошеньки, который, проходя через искушения столичной жизни, обретает свое настоящее призвание. Проворного искусителя в разных его ипостасях заразительно сыграл в дуэте с Бугаковым Андрей Чулков, он же в одном из эпизодов взял на себя и роль Пушкина, покровительства которого искал молодой Гоголь.

Интересно, что мотив влияния Пушкина на писательскую судьбу и сюжеты Гоголя пунктиром прошел через фестиваль: этой теме была целиком посвящена и творческая встреча с Владимиром Рецептером, он рассказал о своей работе над «Ревизором» (недавняя премьера «Пушкинской школы»), мысль и сюжет которого были подсказаны Гоголю Пушкиным. На фестивале состоялась также – и стала украшением программы - встреча с писателем, филологом, членом Президентского совета по культуре Валентином Курбатовым. Друг и коллега Рецептера с готовностью откликнулся на приглашение фестиваля, смотрел спектакли, давал заинтересованные советы студентам, вступал в дискуссии.

«Пушкин не присваивается, но осваивается», - размышлял на пресс-конференции Рецептер. «Присваивается, присваивается! – парировал Курбатов, - не только Марина Ивановна Цветаева имела основание написать «Мой Пушкин», у каждого из нас свой Пушкин!». И оба они были правы, ибо «присвоить» Пушкина может, наверное, только сделавший усилие его освоить. Эти живые диалоги, возникавшие спонтанно, напоминали об атмосфере упомянутых лабораторий зимнего Пушкинского фестиваля. Хочется верить, что на летнем фестивале в Михайловском такая атмосфера когда-нибудь возродится силами молодых. А для этого нужно, чтобы здесь не только показывали спектакли, но и встречались, общались, обменивались идеями и опытом молодые режиссеры, актеры, театроведы, критики, филологи – и ими продолжалась и развивалась пушкинская традиция русского театра и русской культуры.

Михайловское для Пушкина – родина предков и место последнего упокоения. «Любовь к отеческим гробам» явлена здесь самим поэтом и завещана потомкам, вместе с благословением вступающим в жизнь: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…». Вот почему проводить в Михайловском фестиваль молодежных театров – счастливая и, надеюсь, вполне перспективная идея, «гений места» ей всячески благоволит. Бог помочь.

Санкт-Петербург

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2362
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3029
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2262
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4003

Другие новости