0
2264
Газета Культура Интернет-версия

28.06.2017 00:01:00

Переходный период

Тэги: театр, цдр, премьера, владимир панков


театр, цдр, премьера, владимир панков На похоронах постсоветской России. Фото Олеси Хороших предоставлено пресс-службой ЦДР

Прошлым летом московский Центр драматургии и режиссуры (ЦДР) возглавил режиссер Владимир Панков (см. «НГ» от 21.08.16). Театр, в конце 90-х созданный драматургами Михаилом Рощиным и Алексеем Казанцевым, в котором прошло становление новой драмы и карьеры многих актеров и режиссеров, обрел шанс на возрождение. Творчески убитый за последнюю пятилетку назначенным сверху руководителем, ЦДР оказался заброшенным и забытым местом, вехой в театральной истории. Панков, как человек, стоявший у его истоков, взялся вернуть в него жизнь. После сезона работы театр выпускает премьеру «Москва – открытый город. Переход».

Основной площадкой теперь выбрали сцену на Соколе, которую некогда присоединили к театру, разместившемуся на Беговой. Безликие интерьеры помещения за сезон полностью изменили: в этом можно удостовериться, придя на премьеру. Зал-трансформер вместо кресел с жутковатой обивкой в подвале с современным техническим оборудованием; стены зрительской зоны стильно «залиты» насыщенным сиреневым цветом. Надежный фон и основа для любого эксперимента. Первая серьезная премьера для театра с обновленной труппой (Панков, напомним, объединил своих студийцев из SaunDrama и актеров ЦДР). И с новым, лабораторным, принципом работы: три направления – режиссерское, хореографическое и драматургическое будут работать в исследовательском формате. Это дело ответственное. Тем более если задумка – реконструировать то, с чего театр начинал в пору своего расцвета. «Москва – открытый город» – спектакль Казанцева, «Переход» – постановка самого Панкова 10-летней давности. В их концептуальном соединении и возрождении символ открытия нового периода с оглядкой на славный старый.

В день премьеры Панков, волнуясь, вышел к зрителям: «Алексей Казанцев всегда выходил и говорил речь перед началом этого спектакля. Не прошло и «дцать» лет, как я продолжаю ту же традицию. Традицию надо развивать. И мне не стыдно ни за одну минуту этого прошедшего года. Спектакль-акция, трансформер, который у нас получился, задает все будущее направление нашей работы». Хочется добавить: и прошлой. Главное, что скрепляет спектакль-альманах, это тот самый метод, который когда-то Панков придумал и назвал саундрамой – слово, жест, звук, слитые воедино. Именно его художественный почерк легитимирует коллективный опыт, придавая ему творческий вес.

Больше десятка мини-пьес, сценок под заведомо неброскими заголовками (вроде таких, как «Кофе и мужчины», «Маленький человек, или Монолог переходного периода», «Деньги», «Шпроты», «Адюльтер»)  объединены единой локацией. Эта художественная матрица действительно как нельзя лучше может отразить течение времени. Об этом был спектакль Казанцева в начале нулевых, об этом ставил Панков в 2006-м, показывая срез переходных 90-х. Это были спектакли о переходе из несуществующей страны в новую, неведомую. Из СССР в Россию. О людях, которые застряли в этом переходе, не зная, как жить и кем быть, и уходили в пьяный и наркотический угар; в виртуальный мир только-только открывшегося Рунета. Там действовали персонажи улицы, обитатели условной подземки – дна жизни. Тогда это были излюбленные герои новой драмы – бомжи, проститутки, бомбилы кавказской национальности, новые русские, трансвеститы. Яркие, дерзкие городские типажи, к которым обращались драматурги в эпоху переходного времени.

Именно драматурги были рулевыми в постановке Казанцева, как, впрочем, и всего нового театра в то время. Британцы из лондонского RoyalCourtTheatre приехали передать российским авторам опыт документального театра: научили наших писать короткие «снимки» реальности. Из собрания учебных маленьких пьес на тему «Жизнь большого города» в итоге и родилась постановка открытой структуры, творческий нон-стоп из этюдов. Больше 10 лет «Москву…» играли так, что ее нельзя было увидеть дважды в одном и том же состоянии – каждый следующий спектакль включал другие пьесы. В родоначальниках проекта, кстати, числились Елена Гремина и Михаил Угаров. Тексты для него писали Драгунская, Леванов, Гришковец, Белецкий, Курочкин, Жеребцов, Вишневский, Шагалова. А ставили Вадим Данцигер (его брат, «старожил» ЦДР, актер Григорий Данцигер, играет в новой «Москве…» одну из главных ролей), Агеев, Сенин, Мирзоев.

К «Москве»-2017 из старой гвардии драматургов причастны только Ольга Михайлова и Елена Исаева. Тексты их учеников составляют новую основу спектакля. Но, увы, время драматургического пика прошло, и это видно по новой «Москве…», где драматургия – слабое звено. Хотя новеллы большей или меньшей оригинальности, авторской иронии и социокритичности в целом образ времени схватывают. Город рисуется уже не разноликой пестрой массовкой, а однородной массой, где вместо маргиналов и доходяг средний класс с печатью кризиса на всем – на доходах, на отношениях; действующие лица – инфантильные мужчины и одинокие, истеричные женщины, дезориентированные в жизни юноши. Сквозные персонажи – два мента, которые сначала «следят за порядком», попутно жалуясь, что денег нет, а потом очень символично устраиваются на работу охранниками в Музей современной России. Сюжет завершается на аллегорических похоронах постсоветской России – провинциальная девушка, с боем прорвавшись на вялую столичную демонстрацию в духе Первомая, застывает памятником «светлому будущему»; ее обкладывают цветочными погребальными венками.

Старый спектакль отличали полифоничность, многоголосие стиля не только в слове, но и в режиссуре. На каждый текст был свой режиссер. В «Москве»-2017 все «главки» ставили три молодых режиссера (под чутким руководством Панкова) – Дмитрий Акриш, Алексей Золотовицкий и Александр Барменков. Причем в этот раз режиссура шла впереди: начинали со сценических отрывков на тему, драматурги с текстом присоединились позже. И в этом видится характер нового времени в театре. За рождением сценической взаимосвязи на скелете полудокументального сценария наблюдать гораздо любопытнее – живая музыка, стихи (читает Театр поэтов – еще один довесок ЦДР после объединения) и пластические зарисовки превращают разрозненные социальные «короткометражки» в единый поток ритмизованной реальности, проистекающий на подиуме перед зрителем.

И если прошлая метафора перехода означала очевидные исторические перемены, то в этот раз «переход» режиссер Панков в первую очередь ассоциирует с внутрицеховым, художественным сдвигом; заново воспитывая заброшенную труппу, хочет показать ей другую сторону улицы, другое искусство.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
480
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
500
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
521
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
596

Другие новости