Сергей Безруков хочет создать Всероссийский детский фестиваль. Фото РИА Новости |
Как стало известно «НГ», в Министерстве культуры разрабатывают систему реализации средств (300 млн), которые Дмитрий Медведев пообещал выделить и записал в поручение Минфину и Минкультуры «на поддержку региональных кукольных театров, театров для детей и молодежи, предусматривающее техническое оснащение, новые постановки и реализацию гастрольных проектов».
Напомним, что на форуме «Культура – национальный приоритет», который проводился «Единой Россией» в апреле в Омске, Сергей Безруков в рамках проекта под названием «Театр – детям» поднял проблему невнимания к сфере детского театра. Ныне худрук Губернского театра в Москве, артист на собственном опыте увидел, что детский театр может поддержать только государство, для продюсеров эта отрасль искусства априори убыточна. После форума был опубликован документ премьер-министра, согласно которому на искусство для детей выделят дополнительные бюджетные ассигнования. Конечно, это было не внезапное решение. По словам Безрукова, он «пробивал» эту тему несколько лет, вопрос в том числе долго обсуждался с Минфином. Идея капиталовложения в развитие культурных институций для детей – важная, давно забытая. Тем более президент не далее как в мае объявил о проведении Десятилетия детства (с 2018 по 2027 год продолжится пятилетняя программа реализации национальной стратегии действий в интересах детей. – «НГ»).
Для популяризации детского театра артист предложил также создать Всероссийский детский фестиваль. Этакий аналог фестиваля и премии «Золотая маска». Хотя подобные параллели автор проекта отметает сразу, но структура, как ни крути, будет похожа. Лучшие постановки со всей России, отобранные экспертным советом, а потом оцененные жюри, Безруков хочет собрать в столице, дав максимум времени (месяц) и площадок для их проката.
Сразу после форума поднялась информационная волна: театральная общественность была взбудоражена интригой, что новые, выделенные властью средства могут пойти исключительно на заявленный фестиваль, который артист, очевидно, хочет проводить на базе своего Губернского театра в Москве. Нонсенс был двойной: кроме денежного вопроса всех также волновал статус предложенного фестиваля, ведь общероссийский фестиваль театров для детей уже много лет существует – это «Арлекин» в Санкт-Петербурге. Все недоумевали: зачем изобретать велосипед? Почему бы не поддержать уже существующую достойную инициативу?
Вскоре появилась некоторая ясность: заявленная сумма будет распределяться на всю Россию, на реальные нужды обедневших театров, и фестиваль «Арлекин» никто не забудет, а наоборот, подключит к еще более глобальному всероссийскому смотру. И даже место ему уже почти определено. Потенциальной площадкой для его открытия и закрытия может стать парк «Зарядье», который планируют открыть в 2018 году.
Срок исполнения поручения Медведева – 1 сентября 2017 года. Сегодня Минкульт разрабатывает, во-первых, регламентирующую базу, в которой будет собрана статистика по детским театрам и прописаны их нужды, во-вторых, будет разработано положение о распределении средств, которым займется специально собранная комиссия. А вот в вопросе поддержки задуманного Безруковым фестиваля ведомство склоняется к формату софинансирования, здесь может участвовать и область (Губернский театр подчиняется Московской области), и город, так как фестиваль будет проходить в столице, и федеральное ведомство. Фестиваль пойдет по отдельной статье расходов, причем во многом будет зависеть от самой команды организаторов – сколько внебюджетных средств будет привлечено.
О том, что со своей командой уже активно разрабатывает механизм будущего фестиваля, Сергей Безруков объявил на круглом столе, посвященном государственной поддержке театров для детей и молодежи, который под эгидой Госдумы и Минкульта специально организовали под обсуждение идеи. Тут-то и стало известно, что на театре никто останавливаться не собирается. Уже есть устная договоренность с Эдгардом Запашным, который может возглавить цирковое направление мультижанрового фестиваля. Еще будут детское кино, анимация, ледовое шоу. Но мечтательный пафос Безрукова несколько сбавили приглашенные к диалогу старшие коллеги, так как понятно, что фестиваль – это только праздничный итог всей работы по поддержке детских театров, которые нуждаются в системной заботе.
Собрались представители ведущих организаций, федеральных детских театров всех направлений – драматического, музыкального, кукольного. Руководитель РАМТа Алексей Бородин первым заговорил о том, что идея Безрукова не нова: «Фестивали детских театров по России давно и плодотворно существуют. Такой можно найти в Самаре, например. «Золотая репка» он называется скромно, на самом деле мощный фестиваль. Фестиваль «Арлекин» тоже ведет себя излишне скромно. Его главный промах – неумение добывать деньги. Или фестиваль «Маршак» в Воронеже – идет каждый год. В Союзе театральных деятелей (СТД) существует комиссия по детским театрам, она работает много лет: проводит лаборатории, семинары. Выделенные средства нужны именно на то, чтобы дети наши получали качественный продукт. Нужно объединить усилия». По мнению Бородина, из выделяемых средств нужно предоставить помощь уже состоявшимся институциям, а не придумывать новые, и предположил, что дотация на фестиваль Безрукова будет очевидно больше, чем та, которую дают сейчас на всех-всех-всех. Будучи президентом всероссийского фестиваля «Арлекин», Алексей Бородин рассказал и почему существующий форум получает мизерную субсидию на свое проведение: из миллиардной с лишним дотации (сейчас Минкультом увеличена до 1,5 млрд) СТД средства распределяются на многие-многие проекты, в итоге на фестиваль остается 500 тыс.
Георгий Исаакян, руководитель Музыкального театра им. Натальи Сац, прошелся по первостепенной повестке дня: «Театр – это в том числе просвещение, тем более когда территория гуманитарного образования сильно сжимается. Меня очень трогает региональный аспект проблемы: я 20 лет прослужил в Перми, в Театре оперы и балета, и очень хорошо знаю, что такое жизнь в регионе. Целый ворох проблем. Нищенская зарплата артистов (то, что мы читаем в официальных сводках, часто является лживой цифрой), с этим связан их низкий социальных статус. Можно сколько угодно говорить о том, как важно заниматься детским театром, мы молимся на тех подвижников, которые тащат на себе эту отрасль, но социальный статус должно формировать государство в первую очередь. Плохое материальное положение: театры располагаются в зданиях, не предназначенных для учреждений культуры. В Перми Театр кукол существует в здании бывшей пересыльной тюрьмы. Понятно, какая там атмосфера! Затем качество спектаклей. «Детям все самое лучшее», но часто ли мы на самом деле видим? Самые дорогие декорации, костюмы, выдающиеся постановки?»
Директор Театра им. Сергея Образцова Ирина Корчевникова вспомнила трудности кукольных театров в связи с новой структурой подчинения. Объединенные с недавнего времени в некоторых областях с филармонией и драматическим театром, учреждения наталкиваются на сложности даже в бытовых вопросах, к примеру, при заказе пачки бумаги, потому что для ее получения «нужно писать наверх». «Средства аккумулируются наверху и странным образом распределяются по театрам. Госзадание очень странное, последние годы средств на выпуск постановок нет, а план есть. Театры сегодня в зоне риска (по капитальному ремонту, по реконструкции). Приведу в пример кукольный театр в Курске: они получили площадку, так как работают в здании памятника архитектуры, угроза закрытия которого была все время. Им была выделена земля, но потом по распоряжению губернатора была предоставлена краеведческому музею. В Архангельске Театр кукол существует в ущемленном положении – не имеет своей сцены, ютится в Театре драмы, спектакли постоянно отменяются, так как они в здании не главные. Текущая деятельность театров нуждается в финансировании. В региональных театрах единственная возможность получить хоть какую-то дотацию (от муниципалитета или области) – это провести свой фестиваль. Около 30 театров проводят. И то, что было озвучено 300 млн, это замечательно, но театров-то по России много!»
От Минкульта на круглом столе присутствовал Александр Журавский. Он и озвучил статистику: всего ведомство насчитало 198 детских театров по всей стране, из них 22 (кроме федеральных) – в Москве, 14 – в Северной столице, по 7 – в Самарской и Свердловской областях, по 6 в Челябинской и Нижегородской областях, 43 – в Приморском федеральном округе, 22 в Сибири, 20 – на Урале и т.д. Статистика для министерства вещь удивительная, министры этого не скрывают. Когда начали готовить предыдущую субсидию для театров малых городов (до 300 тыс. жителей), внезапно обнаружили, что профессиональные театры существуют и ПГТ, и в селах. Такие «нюансы» у ведомства вскрываются только после того, как возникнет повод. Проект Безрукова «Театр – детям» Журавский, кстати, сразу обозначил как «прорыв». Теперь Минкульт ставит перед собой задачу сделать детский театр престижным. Вот в Советском Союзе, например, сказал замминистра, именитые актеры не стеснялись сниматься в кино для детей.
Мэтры, устно обнародовав насущные проблемы детских театров в регионах, сбавили позитивный настрой и даже вынудили господина Журавского свернуть дискуссию, открывавшую все новые и новые недочеты современного бытования театров для детей по стране. Под конец Журавский не вытерпел и отпустил такую фразу: «Можно, конечно, долго плакаться о судьбе детских театров в регионах, но можно еще и о тяжелой жизни регионального чиновничества поговорить…». Остается добавить, что инициатива, начавшаяся со «случайного» вопроса, очевидно, дает старт Году театра, запланированному на 2018 год.