0
3858
Газета Культура Интернет-версия

19.06.2017 00:01:00

Тройной бис Мацуева закрыл VII фестиваль "Белая сирень"

Тэги: музыкальный фестиваль, белая сирень, казань, александр сладковский, госоркестр татарстана, денис мацуев


музыкальный фестиваль, белая сирень, казань, александр сладковский, госоркестр татарстана, денис мацуев Музыка Сергея Рахманинова – обязательная часть программы. Фото предоставлено пресс-службой Государственного симфонического оркестра РТ

Казанская «Белая сирень» – один из двух фирменных фестивалей Александра Сладковского и Госоркестра Татарстана, наряду с «Рахлинскими сезонами». Основанные Сладковским вскоре после того, как он возглавил коллектив, они стали важным инструментом для возрождения былого реноме оркестра и завоевания новых рубежей. Сегодня у оркестра имеется уже солидная международная репутация, чему свидетельством и его гастрольные маршруты, и завершенная в прошлом году запись всех симфоний Шостаковича, что могут позволить себе лишь элитные коллективы.

А фестивали в Казани проходят с аншлагами, собирают звезд и просто очень достойных музыкантов. Но при всем международном статусе ориентированы они прежде всего на свою публику, которая только и может охватить всю программу целиком. Ведь фестивальные концерты проходят с паузами в два-три дня, а потому гости (и критики) приезжают, как правило, лишь на что-то одно. И чаще всего таким «главным блюдом» становится концерт-закрытие. Фестиваль «Белая сирень» носит имя Сергея Рахманинова, и оно отнюдь не просто бренд, ни к чему особо не обязывающий. Музыка Рахманинова составляет основную часть программ, хотя и не единственную. Так, например, в первом из концертов нынешнего фестиваля исполнялась еще и музыка «Весны священной» Игоря Стравинского, а в последнем нашлось место для Чайковского (были, впрочем, еще и бисы Дениса Мацуева, с Рахманиновым не связанные).

Программу заключительного концерта открыла увертюра «1812 год» – не самое, прямо сказать, вдохновенное и глубокое сочинение Чайковского. Однако оно вполне позволяет оркестру продемонстрировать свои возможности, а дирижеру – мастерство. Сладковский преподнес эту батальную и во многом брутальную музыку с мощным драйвом, одновременно предприняв отнюдь небезуспешную попытку раскопать в ней и какие-то более глубинные слои. Правда, все равно осталось непонятным, почему именно эту «датскую» музыку надо было предпосылать Рахманинову, причем – без какого-либо внешнего повода.

Сам Рахманинов был представлен в программе двумя сочинениями, относящимися к вершинам его творчества, хоть и созданными совершенно в разные периоды и во многом являющимися антиподами. Речь о Втором концерте для фортепиано с оркестром и о поэме для солистов, хора и оркестра «Колокола».

Второй концерт – едва ли не самое популярное из сочинений Рахманинова и, бесспорно, – одно из самых светлых. Сколько раз играл его Денис Мацуев, не знает, наверное, даже он сам, но уж точно не одну сотню. В исполнении Мацуева было много столь часто присущей этому талантливому пианисту спонтанности, и Сладковскому с оркестром приходилось к нему подстраиваться буквально на ходу. Иногда темпы оказывались чрезмерно быстрыми, и какие-то куски представали несколько скомканными, – зато в других пианист демонстрировал не только великолепное туше и виртуозную технику, но и даже и музыкантскую тонкость. Концерт в итоге сыграли за едва ли не рекордные полчаса. И Мацуев остался с залом наедине (это, конечно, образно говоря, поскольку оркестр сцены не покидал, также пополнив собой число слушателей), сыграв на бис «Грезы» Шумана, финалы 17-й сонаты Бетховена и 7-й сонаты Прокофьева. И мы услышали словно бы двух разных Мацуевых. Первый явил тончайшее лирическое чувство в Шумане и непривычную сдержанность в бетховенской сонате, прозвучавшей скорее с романтическим внутренним погружением, нежели с привычными «бурей и натиском». А вот Прокофьева Мацуев буквально «отстучал» в напористой, силовой манере – и музыка пала в неравном поединке.

Но главным событием вечера стали, конечно, «Колокола». Именно здесь можно было в наибольшей степени оценить и нынешнее качество оркестра, и музыкантский масштаб Сладковского, ощутимо возросший за годы во главе ГСО РТ. Его интерпретация «Колоколов» по большому счету не слишком уступала той, какую мы слышали у Валерия Гергиева на одном из «Пасхальных фестивалей». В этом позднем и одном из наиболее трагических творений Рахманинова слышались вполне явственные малеровские аллюзии и еще многих разных пластов, а общее эмоциональное воздействие было необычайно сильным.

Оркестр был на той высоте, что в принципе нечасто оказывается возможной в нестоличных условиях. Весьма достойно выступил и студенческий хор Казанской консерватории. Среди солистов с заметным отрывом лидировал Петр Мигунов. Безусловно, и Максим Пастер, и Наталья Мурадымова – прекрасные певцы, и их исполнение никак не назовешь неудачным. Но, дело ли в проблемной акустике зала или в чем-то ином, их голоса звучали не всегда достаточно сфокусировано, а большую часть слов можно было разобрать лишь с трудом. А для Мигунова, казалось, не существовало ни акустических, ни каких-либо иных проблем: его благородный и внушительный бас звучал уверенно, каждая нотка резонировала в зале, каждое слово подавалось и интонировалось столь четко и вместе с тем выразительно, как, пожалуй, и не припомнить у наших басов со времен Евгения Нестеренко. 

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1203
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
747
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1456
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1410

Другие новости