0
2818
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2017 15:51:00

Неромантические слезы о «России, которую мы потеряли»

Тэги: театр, санктпетербург, пьеса, александр амфитеатров


театр, санкт-петербург, пьеса, александр амфитеатров Фото с сайта Санкт-Петербургского Театра имени Андрея Миронова

В премьерном спектакле Санкт-Петербургского Театра имени Андрея Миронова «Два часа в благородной семействе или о чем скрипела дверь» по пьесе Александра Амфитеатрова вместо нежного хруста багета – душераздирающий скрип колес телеги русской истории.

Выбор пьесы Амфитеатрова 1909 года написания, скажем прямо, лихой. Мало кто, кроме историков, помнит сейчас человека-легенду, артиста, масона,  журналиста, боровшегося со всеми режимами сразу и одарившего лазурное небо Италии выдающимися музыкантами, своими сыновьями.  Режиссер Евгений Баранов, рискнул и выиграл.

О Евгении Баранове надо писать особо. Его роли в спектаклях по пьесам Сигарева «Каренин», «Гупешка», «Детектор лжи», его Кисельников в «Пучине» Островского,  - говорят об одном. Баранов один из выдающихся драматических талантов петербургской сцены.

Новый спектакль получился гомерически смешным, интеллигентным и  совершенно современным. В нем все на грани фола, происходящее на сцене  парадоксальным образом опошлено и в то же время лишено и тени скабрезности.

Персонажи Амфитеатрова таковы, что клейма ставить негде. А затея и впрямь водевильная,  ибо два часа благороднейшее семейство старого генерала до драки выясняет только один вопрос: к кому ночью через барскую гостиную пробирался красивый парень лакей Фёдор.  Под подозрением все – от горничной до…  «зажигалки»-бабушки!

Баранов показывает  нам разухабистую историю из старинной жизни, после чего актеры снимают грим на наших глазах и все возвращается в 2017-й год.Амфитеатров не знал, на пороге каких потрясений стоит Россия, но мы-то знаем. Режиссер не стал играть в неведение, протянув нить из прошлого в настоящее открытым приемом.

Да, многие реплики в пьесе Амфитеатрова вызывают в зале смех, потому что они  сегодня звучат и с высоких трибун, и в трамвае, и в беседах на кухнях нашей интеллигенции.  Но Баранов не превращает спектакль в политическую агитку, давая лобовые оценки политическим событиям столетней давности. Не рядит героев, как это сегодня модно, в кричаще-современные костюмы. Напротив. Костюмы в «Двух часах…» (художник Елена Дмитракова) стильно-модерновые, и что удивительно для современного театра –актеры их умеют носить. Баранов  повторяет для зрителя трагедию, как фарс, в режиме «здесь и сейчас».

На сцене – прекрасно сыгранный ансамбль,  единый организм, как в лучших нежных спектаклях Петра Фоменко. Все актеры при этом играют ярко и смачно совершенно разные характеры и даже эпохи. Постановщик, кстати, принял и собственный вызов, сыграв в спектакле роль «резонера» Пьера.

Бабушка и дедушка-генерал (воевал ещё с Шамилем) - Рудольф Фурманов и Татьяна Захарова, только на первый взгляд милые и старосветские. По ходу спектакля возникает ощущение, что эта благородная парочка в близком родстве с господами Головлевыми.Уютная семейка, в доме которой скелетов столько, что шкафы трескаются. Дуэт балансирует на самой грани непристойности. Актеры умудряются сыграть все подтексты-нюансы, оставаясь неожиданно эротичными, а не отталкивающе вульгарными.

Елена Симонова, Николай Дик, Марианна Семенова, сам Евгений Баранов играют «в  яблочки», недалеко укатившиеся от яблоньки, но людей уже совсем другой эпохи. Подавленные желания, благопристойная томность, передовые взгляды, сложные отношения и утонченность эпохи модерна отлично уживаются в них с все той же жутковатой головлевщиной. Да, эта та «благородная Россия», которую как под рентгеном видел Александр Амфитеатров, и которую, как ни зверски-крамольно это звучит,  абсолютно не жалко терять, более того, хочется помочь ей исчезнуть навеки. Но с этим в финале прекрасно справится молодежь в ехидно-макабрической пляске под музыку Игоря Рогалева. Его музыка известна остроумием. Для нового спектакля музыка писалась специально. И здесь, пожалуй, можно говорить уже не о шуточках, а о самом настоящем злостном хулиганстве. «Лунная соната» оборачивается «Очами черными», незаметно переходящими в вальс Грибоедова. В сочетании с остросовременной хореографией Ильи Устьянцева, уловившего суть и режиссерского, и композиторского замыслов, эта музыка производит ошеломляющее впечатление.

Молодые актеры Игорь Юдин, Арсения Бычкова, Анастасия Русакова и Михаил Драгунов играют «во взрослой лиге» настолько чисто и органично, что слияние их героев в финальной пляске смерти не удивляет.Лакей и генеральская внучка, балованный дворянчик и прожженная горничная, «Эх, эх, без креста!»…

Неожиданное «балетное» решение развязки спектакля, где господские внуки объединяются в революционно-танцевальном угаре с  «униженными и оскорбленными», прежде чем тоже уйти в небытие, просто не оставляет зрителю пространства для однозначных выводов. Всего на несколько минут мы, смеявшиеся  почти два часа, погружаемся в ужас, хаос и кровь, чтобы тут же вернуться в наши дни вместе с актерским ансамблем. Актеры действительно в финале снимают грим, символично-легко прикоснувшись к лицу салфеткой (грим-то пастельный, снимать особенно нечего),  чтобы потом развернуться и, замеров на пару секунд, посмотреть в зал.

И в этом –  режиссерское милосердие Евгения Баранова, сумевшего создать очень светлый и чистый спектакль, позволяющий зрителю еще раз всмотреться в страшное прошлое, не погружаясь в  кромешный ужас, который творится на сцене и в сегодняшней жизни.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1303
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
829
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
592
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
824

Другие новости