0
3426
Газета Культура Интернет-версия

05.06.2017 00:01:00

Лидеры российского балета в триптихе Стравинского

Тэги: балет, дягилевский фестиваль, пермь


балет, дягилевский фестиваль, пермь Строгая композиция «Жар-птицы». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Дягилевский фестиваль в Перми финишировал балетной премьерой. Даже целыми тремя. В полном соответствии с концепцией фестиваля, стремящегося так или иначе развивать или как минимум прослеживать традицию «Русских сезонов» в современности, в программу заключительного вечера вошли три одноактных балета Игоря Стравинского в хореографии трех активно действующих российских балетмейстеров. Задумка худрука Пермского балета Алексея Мирошниченко повернуть время вспять (в своей «Жар-птице» он проводит зрителя через эпохи из наших дней к Михаилу Фокину), очевидно, определила и структуру спектакля в целом.

«Балеты Стравинского» выстроены в обратной хронологии. В первом акте идет «Поцелуй феи», чья мировая премьера состоялась в 1928 году (Бронислава Нижинская сочинила его не для антрепризы Сергея Дягилева, а для труппы «Балет Иды Рубинштейн»). Второе и третье отделения отданы «дягилевским» балетам – впервые увидевшим свет в хореографии Михаила Фокина «Петрушке» (1911) и «Жар-птице» (1910).

Аллегорический балет «Поцелуй феи», навеянный музыкой Чайковского и ему же посвященный, Стравинский написал по сказке Андерсена «Ледяная дева». Сам сочинил и либретто, в котором «злобная Фея» уводит героя от свадебного стола «в царство вечных снегов», где «вдали от жизни и людей» он навечно обречен быть ее спутником. Приглашенный поставить свою версию балета Вячеслав Самодуров увидел коллизию иначе. Он размышляет о столкновении дольнего и горнего, а в прикладном смысле – о возможностях сценического соединения story и абстракции. В композиции новых материков не открывает, в первых двух картинах рассказав сюжет, а две последние отдав чистому танцу. Но и в сюжетной части несоединимость обыденного (веселящаяся у мельницы молодежь, бедовая невеста) и идеального (к чему неодолимо влечет героя) передает именно языком танца. Причем Самодуров не противопоставляет по старинке народно-характерный – классическому, а находит в сцене деревенского праздника оригинальный рисунок танца, не относящегося ни к какой реальной нации, но рождающего ощущение отчужденности, непринадлежности Юноши этому миру. В интерпретации Самодурова поцелуй Феи (не злобной, а заботливой и прозорливой) не сковывает льдом, а открывает перед Юношей путь в мир высших ценностей, в мир творчества, напоминающий Парнас из балета Джорджа Баланчина «Аполлон Мусагет».

В премьерный вечер (собственно, на закрытие Дягилевского фестиваля) ведущие партии исполнила первая пара Пермского балета Никита Четвериков (Юноша) и Инна Билаш (Фея). Привыкшие, очевидно, к ролям записного балетного принца и примы, артисты лишили героев индивидуальности, «зажевав» к тому же и половину хореографического текста. Спектакль показался невнятным и рыхлым. Однако на следующий вечер, когда фестивальные фанфары отгремели и свою премьеру исполнил второй состав (Артем Мишаков и Александра Суродеева), показалось, что на сцене вообще другой балет. Ясный, слаженный, динамичный. С ярко очерченными характерами и выразительной, богато интонированной «речью».

На два вечера приехала в Пермь Диана Вишнева, чтобы выступить в партии Петрушки. Оригинальную версию легендарного балета заказали Владимиру Варнаве. Назвав свой спектакль «Исповедь/Чертова клоунада», постановщик то ли декларативно освободился от жестких жанровых рамок, то ли выдал не слишком глубокую осведомленность в каких-либо законах жанра, то ли и то и другое, что давно уже не криминал. Как будто бы балаган, как будто бы цирк. То ли «Вечерний Варнава», то ли «Реальные пацаны». Площадной юмор кукольных петрушечных представлений, и тут же плащ киношного супермена на Силаче (аватар Арапа), кабаретные перья на Диве (в оригинале – Балерина), Хеллоуин-тыква, вместо медведя – панда. В общем, публике понравилось. Тем более что смена красок и костюмов не без успеха отвлекала от того, что действие то и дело зависало и музыка заполнялась бессмысленным мельтешением.

Выбор Дианы Вишневой на роль Петрушки – ход, конечно, беспроигрышный. Даже при том, что никакого развития образа постановщик артистке не предложил, можно положиться на ее мастерство, артистизм и не раз уже продемонстрированное умение быть трогательной, но отважной, скорее грустным Пьеро, чем ортодоксальным Петрушкой.

Второй звездной сенсацией проекта стала Наталья Осипова, на один вечер прилетевшая в Пермь, чтобы станцевать «Жар-птицу». Праздничности атмосфере ее визит добавил, но спектакль не спас. Как и эпиграф, позаимствованный Алексеем Мирошниченко из одной из культовых работ Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Идею «изучения генезиса явления», «выяснения источников волшебной сказки в исторической действительности» современный хореограф реализовал легко. Позаимствовав чисто внешние, поверхностные, узнаваемые (и это импонировало просвещенной публике) черты (чаще костюмы, аксессуары или мизансцены, чем, собственно, особенности пластического языка) у десятка гениев мировой хореографии от Уильяма Форсайта и Охада Наарина через Пину Бауш, Мориса Бежара, Джорджа Баланчина, Марту Грэм, Брониславу Нижинскую и, кажется, даже синеблузников – к Михаилу Фокину. Ничем не связанную череду эпизодов увенчали скрепы в виде спустившихся с колосников куполов-маковок.

Уводя зрителя из современности в вековую глубь балетной истории, постановщик «Жар-птицы» невольно отвел солистке забавно двусмысленную роль. Появившись впервые в шапочке и пышном замысловатом платье с перьями и блестками, Осипова затем выходила в мини-юбке из шнуров, уже без юбки, но все еще в блестках, в трико и без шапочки, в цельном, а в конце концов и в раздельном купальнике. Зал следил напряженно. Как в отрывном календаре, сменяя слой за слоем (видимо, в поисках генезиса) танцевальные эпохи, Мирошниченко и Жар-птицу заставил разоблачиться.

Нельзя сказать, чтобы триптих, созданный к 135-летию Игоря Стравинского «разоблачил» тройку лидеров российского современного балетного театра. Каждый показал, в чем слаб и в чем силен.

Пермь–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1815
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3801
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2852
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2324

Другие новости