0
3299
Газета Культура Интернет-версия

31.05.2017 16:12:00

Дали премию - молчи

Тэги: инновация, премия, современное искусство, андрей кузькин, виктор пивоваров, вера мартынов, леонид тишков, софья троценко, винзавод, елена скрипкина


инновация, премия, современное искусство, андрей кузькин, виктор пивоваров, вера мартынов, леонид тишков, софья троценко, винзавод, елена скрипкина Фото Анны Шмитько

Выставка номинантов Государственной премии в области современного искусства, как новые организаторы называют "Инновацию" после переформатирования, открылась в Музее архитектуры в конце прошлой недели (см. "НГ" от 29.05.2017), а уже вчера вечером назвали имена лауреатов. Хотя церемония награждения началась около десяти вечера, на куполе Московского планетария гости наблюдали компьютерную графику.

Перед сценой рядком расставлены постаменты с премиальными статуэтками - логотипом -"загогулиной" "Инновации", и неподвижно сидели двое в черных мужских костюмах, при галстуках и в масках. Один из них, кажется, оказался женщиной, впрочем, оба они все равно не проронили ни слова. Трудно с уверенностью говорить о символике этих разноцветных масок, возможно, они, утыканные фуршетными вилками, цветами и бантами, были призваны намекнуть на инопланетность.

Церемонию ставил Андрей Савельев, "полнокупольной графикой" занималась Елена Китаева. Сочетание классической музыки, стихов Бродского с двигающимся на сцене роботом и светомузыкой выглядело, как бы сказать... эклектичным. Но самым странным оказалось сочетание оглушавшей публику озвучки и молчание лауреатов. Т.е. церемония не предусматривала ни ответных речей, ни, может быть, слов в поддержку Кирилла Серебренникова. Премии получали, оставаясь на местах в зрительном зале, в то время как на сцене властвовал робот, а объявлял имена победителей голос, надо полагать, "из космоса".

Во внеконкурсных номинациях - "За вклад в развитие современного искусства России" и "За поддержку современного искусства России" - поощрили классика концептуализма Виктора Пивоварова и основателей Центра современного искусства "Винзавод" Софью и Романа Троценко. Пивоваровв этом году отметил 80-летие, забиравшая премию Софья Троценко - 10-летие "Винзавода".

inno3105-2-t.jpg
Фото Анны Шмитько

В номинации "Книга года: теория и история современного искусства" единственную отличавшуюся от "инновационных" статуэток (статуэтка "книжного" приза, поскольку вручается он с фондом Тамаза и Иветы Манашеровых "U-Art: Ты и искусство", отмечена названием этой институции, премия составляет 300 тыс. рублей) забрал Андрей Кузькин. В этой позиции обошло конкурентов издание к выставке "Андрей Кузькин. Право на жизнь", которую в Московском музее современного искусства курировала Наталья Тамручи. Напомним, сама выставка "Право на жизнь" стала "Проектом года" на Премии Кандинского (см. "НГ" от 15.12.2016).

Во всех остальных номинациях "Инновации" денежное вознаграждение отныне одинаковое - 500 тыс. рублей. Награду за "Образовательный проект" отдали инклюзивной программе "Музыка для всех" (куратор - Анастасия Толстая), которую проводил фонд "ПРО АРТЕ", Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению и Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих. Лучшим "Региональным проектом" жюри сочло «Море возможностей», которое кураторы Владимир Береснев и Марина Пугина посвятили многострадальной истории Пермской художественной галереи. "Куратором года" стал Александр Буренков, показавший в рамках V Московской международной биеннале молодого искусства выставку "Плановое устаревание" (в пространстве Body-digital фитнес / miltronic club).

inno3105-3-t.jpg
На купол проецировали и работы Виктора Пивоварова,
получившего "Инновацию"
"За вклад в развитие современного искусства России.
Фото Анны Шмитько

"Прекрасен облик наших дней" Кирилла Глущенко, показанный в бывшем фабричном здании на Полковой улице, победил в категории "Новая генерация". Зато спецприз в этой же номинации взяла Елена Скрипкина с адресующим к произведению Оливье Мессиана проектом "Квартет на конец времени": волей Французского института и посольства Франции в России художница отправится на три месяца стажироваться в резиденцию Cite internationale des Arts в Париже.

Леонид Тишков, сделавший для нижегородского "Арсенала" (Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства) выставку-спектакль "Взгляни на дом свой", назван "Художником года". Наконец, "Проектом года" жюри увидело "Новое пространство", междисциплинарную площадку Театра Наций, курирует которую Вера Мартынов. Этот проект победил даже эрмитажную выставку Яна Фабра.

Главный вопрос к "Инновации" остается тем же, что и в связи со списком номинантов: междисциплинарность - это хорошо и часто весьма продуктивно. Однако при размывании границ (вместо фокуса на "современное визуальное искусство" в прошлом теперь "Инновация" расширила кругозор до "современного искусства" вообще) не совсем понятны критерии, по которым сравнивают, скажем, разноплановую деятельность того же "Нового пространства" с конкретными музейными выставками. Или, если посмотреть на номинацию "Образовательный проект", то инклюзивную "Музыку для всех" и, к примеру, образовательно-исследовательскую программу Центра авангарда в Еврейском музее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
863
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1857
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2832
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1994

Другие новости