0
5130
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2017 13:49:00

Людмила Петрушевская: Долгая жизнь члена семьи врагов народа научает возвращаться туда, куда хочется

Тэги: петрушевская


Петрушевская
Фото с личной страницы
Людмилы Петрушевской в Facebook

Сегодня Людмиле Петрушевской исполняется 80 лет, дату драматург отметит юбилейным кабаре «Бродячие песни» в Театре Наций. А в прошлый предъюбилейный год писательница дала "НГ" откровенное интервью.

Корреспонденту «НГ» Елизавете АВДОШИНОЙ Людмила ПЕТРУШЕВСКАЯ рассказала о важных воспоминаниях и том, что ее сегодня по-настоящему волнует.

- Людмила Стефановна, через год будете праздновать солидный юбилей – как вы ощущаете возраст и смену веков? Стало ли в новое время легче жить или наоборот страшнее?

- Я завишу от того, как протекает жизнь моих детей, внуков и правнуков. Что касается моей истории, то я была так долго запрещена - на меня заводили уголовное дело, прослушивали телефон и ходили за мной, что приходилось жить в нищете и голодать. А в детстве я просила милостыню и пела по дворам - я член семьи врагов народа. Трое расстрелянных. Любимого прадеда, практически моего отца, толкнули под машину «Хлеб», когда он в 1947 году стал ходить на Лубянку и спрашивать, где его дети, ведь 10 лет без права переписки уже кончились. Моего деда, Николая Феофановича Яковлева, профессора-лингвиста, всемирно известного ученого, после брошюры Джугашвили «Марксизм в языкознании» посадили в психушку и держали там почти до конца его жизни.

- Ваши пьесы сегодня словно опять вернулись в андеграунд – публично вы выступаете чаще с концертными программами, на афишах больших театров ваши названия теперь встретишь реже, чем в репертуаре маленьких студий или стихийных проектов. Как бы вы это объяснили?

- Как сказал мне разок Роман Козак, режиссер нашего знаменитого спектакля «Чинзано» (гастроли в 25 странах) и затем режиссер Театра им. Пушкина в ответ на мое предложение дать мне малую сцену на один вечер: «Мне надо заполнять 600 мест каждый день!». А каков сейчас рецепт заполнения зала? На сцене должны быть телезвезды. И всё. А про телезвезд был хороший анекдот, о Зыкиной и ее поклонниках в одной закавказской столице: «Ты не пой, ты просто ходи туда-сюда, туда-сюда».

- Команда Федора Павлова-Андреевича «Феатр» продолжает заниматься вашей драматургией. Выпускают уже третью постановку-перфоманс («Танго-квадрат», «Анданте», «Йелэна»). Вы строго оцениваете эти работы?

- Не третью. У Феди был спектакль «Бифем» и много других работ по моим текстам. Федя, еще будучи подростком, сказал мне: «Никто не знает, как тебя ставить. Я поставлю». Первый спектакль он поставил в первом классе, попросил меня написать пьесу «Золушка» покороче. Я написала восемь страниц. Он поставил «Золушку» в Доме культуры макаронной фабрики на 300 мест. А с восьми лет он беспрерывно ставил Хармса. И одна из самых его известных работ – «СтарухЫ» по Хармсу, спектакль с якутской актрисой Степанидой Борисовой, наследницей рода шаманок. Она сидела на двухметровой высоте, запеленутая по грудь, и он так поставил ей движения рук, что они производили на публику очень сильное впечатление.

- Вам интересен нынешний театр?

- Я не ходок в театр. И никогда его не любила. Дважды на плохих спектаклях я теряла сознание. И всегда прошу посадить меня в ложу, чтобы можно было незаметно уйти.

- На ваш взгляд, профессия драматурга сегодня поменяла свой вес, значение, смысл? Кого вы читаете из авторов новой драмы, если читаете-следите?

- Пьесы должны читать ищущие новое для театра, то есть режиссеры и актеры. Но я с огромным интересом, случайно, посмотрела фильм Василия Сигарева «Страна ОЗ». Это блестящий сценарий, великолепная игра актрисы (в главной роли - Яна Троянова. – прим. «НГ») и очень сильная режиссура.

- Расскажите, пожалуйста, о студенческом театре «Наш дом», где вы играли. О театре, который стал знаковым для вашего поколения.

- Да меня там не любили! Сначала я играла три роли, потом две отобрали, я играла одну, заводила зал своим истерическим смехом, мне критик Свободин сказал, что Олег Ефремов начал неудержимо хохотать и наконец сказал: «Уберите от меня эту женщину». Райкин после спектакля велел меня разыскать, но я в это время должна была передать текст на радио, сбежала к телефону. А вскоре за пропущенный спектакль меня вообще выгнали из театра. И роль мою вычеркнули, ее никто не смог сыграть. Потом-то я прочла, что у шаманов был такой прием – особым хохотом доводить толпу до массовой смеховой истерики. Вводить в транс. И внушать что-то таким образом. У йогов тоже есть нечто подобное. Но меня выгнали вовремя, вскоре родился сынок Кирюша. Правда, мне потом долго снилось, что я опять на сцене. Ну и в 69 лет я появилась на разных сценах со своим кабаре – ему в этом году исполнилось 10 лет. Долгая жизнь ЧСВН (члена семьи врагов народа) научает возвращаться туда, куда хочется. Когда запрещают, становится еще интереснее.

-Вы разделяете в себе творческие интересы? Остаетесь ли писателем, выступая как художник или певица?

- Пишу я сейчас меньше. Но недавно закончила триллер, и в августе выйдет книга «Странствия по поводу смерти». Закончила и детективный роман под условным называнием «Украденные». Только что в издательстве «Эксмо» вышла книга с моими карикатурами «СТИ-ХИ-ХИ – про нашу прикольную жизнь». Художник из меня такой, что это, скорее, непрестанное хобби. Больше года я занимаюсь в натурной студии, пишу пастелью. Эти работы сейчас представлены в галерее Тамары Веховой на Пречистенке, дом 4. Будем продавать их в пользу сирот-инвалидов. В день рождения у меня концерт в театре «Школа современной пьесы». Там будет продажа моих работ и дисков с песнями, потому что нашим подопечным ребятам и обществу ПРОБО Росток нужна помощь.

17 лет назад московский бизнесмен Алексей Михайлюк взял из неврологического интерната в Псковской области на воспитание первых подростков-инвалидов, не обученных грамоте, без навыков гигиены, бритых наголо, беспомощных совершенно. Он купил им дом, нанял педагогов и психологов, устроил для ребят мастерские, где их обучали ремеслам. У него теперь под опекой больше ста человек. У многих уже свои квартиры. Но все равно они живут с социальным сопровождением, за ними наблюдают кураторы, помогают им. Сейчас дела у Алексея стоят, как у большинства бизнесменов. Большие долги. Но он не бросает своих подопечных. Надеемся на помощь руководителей Псковской области. Нигде по России нет такого частного благотворительного общества, когда один человек на свои деньги воспитывает больше ста подростков. И это надежда для многих несчастных молодых инвалидов, брошенных родителями и забытых обществом, осужденных на пожизненное обитание в запертых старческих психоневрологических интернатах.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
500
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
516
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
539
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
620

Другие новости