Фото РИА Новости
Церемонию награждения в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко художник Ксения Перетрухина оформила в строгой и сдержанной черно-белой гамме. В этот вечер зал вставал не один раз почтить память ушедших из жизни актеров. В этом году премия лишилась и своего бессменного президента Георгия Тараторкина.
Драматическое жюри премии, выбиравшее из разросшегося списка номинантов, приняло, кажется, неоспоримые решения и отметило действительно всех лучших без компромиссов. Однако перекос все-таки случился: столичные театры забрали большее число «Масок». А вот обширно представленные регионы отошли на второй план.
Неожиданно лучшим сценографом выбрали режиссера Николая Рощина, который сам оформил свой спектакль «Ворон» в Александринке. Такому раскладу удивился и сам лауреат. Этот же спектакль заслуженно получил вторую «Маску» за лучшую женскую роль второго плана (Елена Немзер, Панталона). Петербург увез и остальные важные награды. Из 28 претендентов на звание лучшего режиссера (из зала предложили дать по «Маске» всем!) выбрали Андрея Могучего. Его «Гроза» в БДТ стала действительно одним из театральных открытий прошлого сезона. Еще один петербургский мэтр был отмечен, но через актерскую работу – Данилы Козловского в роли Гамлета (постановка Льва Додина).
А вот Москва выиграла в двух самых главных номинациях – «Лучший спектакль» большой и малой форм. «Русский роман» Театра им. Маяковского признан лауреатом. Евгения Симонова за исполнение роли Софьи Толстой удостоилась звания лучшей актрисы, а Марюс Ивашкявичюс, извинившись перед русскими драматургами, забрал в Литву приз за свою оригинальную пьесу про нашего классика. Второй лидер – впервые за долгие годы театр Юрия Погребничко («Магадан\Кабаре»).
Одноименные лучшие постановки по Чехову – «Три сестры» (зеркальная пара с «Дядей Ваней» из Норильска и Воронежа была опущена) – отмечены спецпремией жюри, причем именно за актерский труд. За экспериментальную постановку Андрия Жолдака (Александринский театр) компенсационную «Маску» («За высокий профессионализм») получили актеры, номинировавшиеся за свои роли отдельно (Игорь Волков и Виталий Коваленко), к ним присоединилась Елена Вожакина, сыгравшая сложнейшую, взнервленную роль Маши. Работу Тимофея Кулябина («Красный факел», Новосибирск) жюри выделило только «за актерский ансамбль».
Евгений Миронов, приглашенный наградить лауреатов, приехал на церемонию со съемок фильма, где играет Ленина, поэтому процитировал вождя: «Слушал изумительную, нечеловеческую музыку, но долго слушать не мог – действует на нервы. Хочется гладить по головке людей, кто живя в грязном аду, создает такую красоту, но сейчас нельзя - руку откусят.». «Мы, деятели культуры, теперь держим удар», – продолжил пафосную ноту Миронов.
В «Куклах» все прошло ожидаемо: петербургский спектакль на остросоциальную тему «Колино сочинение» по стихам ребенка с синдромом Дауна забрал две награды из четырех (работа дуэта – Анна Сомкина и Александр Балсанов и «Лучший спектакль»). За сценографию награжден спектакль «Железо» (Петрозаводск) работы московского художника Виктора Антонова и за режиссуру тоже Москва – Наталья Пахомова («Ежик в тумане», МТК).
Жюри музыкального театра (его возглавлял скрипач и дирижер Сергей Стадлер) постаралось отметить всех достойных. Сюрпризов в результатах не было, а вот тенденции отметить можно. Так, очередную «Маску» получил Екатеринбургский театр оперы и балета: танцевальная труппа театра, лет 10 назад считавшаяся середнячком, с приходом Вячеслава Самодурова вышла в лидеры, хореографа можно назвать сегодня самым титулованным в России (если не считать мастодонтов вроде Юрия Григоровича). Балет «Ромео и Джульетта» и исполнитель партии Меркуцио Игорь Булыцын – лучшие. В современном танце второй год подряд побеждает «Балет Москва», и это результат грамотного руководства и правильной репертуарной стратегии. В номинациях «Лучшая работа хореографа» и «Лучшая женская роль» победили Антон Пимонов и Виктория Терешкина – за спектакль«Скрипичный концерт № 2» (Мариинский театр). Третью «Золотую маску» получил и Павел Клиничев – в этом году он соревновался сам с собой, жюри отметило его работу над партитурой Ханца Вернера Хенце «Ундина» (Большой театр).
Большой взял главные призы в опере – опера Генделя «Роделинда» (крайне редкой для отечественной сцены) была оценена жюри как лучший спектакль. В этот раз на извечный вопрос разводить или нет призы за лучший спектакль и режиссуру жюри ответило – нет и удостоило «Маски» и режиссера спектакля, англичанина Ричарда Джонса. Хотя, возможно, именно в этом случае стоило бы обратить внимание на работы отечественных режиссеров, пусть в главной номинации и победила талантливая копродукция. Жаль, что всего с одной премией осталась «Саломея» из «Новой оперы», спектакль, созданный молодыми режиссером Екатериной Одеговой и художником Этель Иошпой (она и стала лауреатом), – правда, под патронатом опытного дирижера Яна Латама-Кёнига. В номинации «Лучшая женская роль» справедливо одержала победу Надежда Павлова – исполнительница партии Виолетты Валери в знаменитой «Травиате» Роберта Уилсона. Сам Уилсон получил «Маску» как художник по свету (это один из важнейших элементов спектакля). Другой соавтор – дирижер Теодор Курентзис тоже уехал в Пермь с наградой: хотя фестиваль и упрекают в излишнем внимании к Пермскому театру, от талантливой работы отвернуться невозможно. Вся сила, выходит, на Урале. За лучшую мужскую роль приз получит Липарит Аветисян («Манон», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) – думается, это решение жюри принимало единогласно и без возражений: певец действительно на пике формы, а его выступление в «Кармен» (Екатеринбургский театр оперы и балета) хотя и не отмеченное номинацией, было лучшим в этом спектакле.
В мюзикле лидирует «Биндюжник и король» из Красноярского ТЮЗа режиссера Романа Феодори. Приз за лучшую мужскую роль уезжает в Санкт-Петербург (артист Театра музкомедии Виктор Кривонос, «Белый. Петербург»), а за роль второго плана – в Самару (Владимир Гальченко, «История лошади»). В Московском театре мюзикла – две «Маски» за «Преступление и наказание»: отмечены Мария Биорк (Сонечка) и композитор Эдуард Артемьев – за музыку, награда заслуженная хотя бы годами: к постановке рок-опера шла три с лишним десятка лет.
В композиторской номинации конкурентом Артемьева был композитор Александр Маноцков, автор музыки к спектаклю «Снегурочка» (театр «Старый дом», Новосибирск). Увы, премии он не получил, но его стараниями спектакль выиграл в номинации «Эксперимент» – чрезвычайно насыщенной. Спецпризами музыкального жюри были отмечены две постановки: «За отвагу, храбрость и высокий художественный уровень» – «the_Marusya» (Диалог Данс», Кострома) и еще одна опера Генделя – «Геракл» в постановке театра из Уфы: «Маску» получили певица Диляра Идрисова и дирижер Артем Макаров.