0
2921
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2017 00:01:00

Музыкальный анализ сновидений

Тэги: берлин, пасхальный фестиваль, опера, премьера, рихард штраус, клаус гут, зубин мета


берлин, пасхальный фестиваль, опера, премьера, рихард штраус, клаус гут, зубин мета В пространство метаморфоз сна легко вписывается антропоморфная газель. Фото - Hans Jorg Michel, предоставлено пресс-службой фестиваля

Премьерой Пасхального фестиваля Даниэля Баренбойма в Берлинской государственной опере на сцене Театра Шиллера стала опера «Женщина без тени» Рихарда Штрауса в постановке Клауса Гута. За дирижерским пультом был Зубин Мета.

Опера «Женщина без тени» Штрауса – следующая фестивальная премьера спустя год после премьеры «Орфея и Эвридики» Глюка в постановке Юргена Флимма и два года после премьеры «Парсифаля» Вагнера в постановке Дмитрия Чернякова. «Парсифаль» был показан и в этом году, где в титульной партии вновь предстал тенор Андреас Шагер, а Кундри на сей раз спела Анна Ларссон. В следующем году завсегдатаи фестиваля получат возможность услышать в этой опере шведскую певицу Нину Стемме, одну из лучших драматических сопрано современности. 

Появление оперы «Рихарда второго» – Штрауса на фестивальной карте дало отсчет новой стратегической репертуарной линии Даниэля Баренбойма. Маэстро еще год назад пообещал, что возьмется за этого композитора серьезно, и следующей оперой станет «Саломея», которую увидят уже на исторической сцене Штаатсопер на Унтер ден Линден, а затем очередь дойдет и до «Кавалера роз». 

«Женщина без тени» возникла как копродукция с театрами Ла Скала и Ковент-Гарден. В определенном смысле начало штраусовской оперной эпопеи на Festtage именно с этого произведения было задумано отнюдь не случайно, а чтобы совершить некую плавную модуляцию из вагнеровского мифа в миф штраусовский. А «Женщина без тени» густо замешана Гуго Гофмансталем на мифологии, фактически являя зрителю картину анализа сновидения, апеллируя к методу Юнга. Сам Штраус не без очевидного преувеличения сравнивал эту оперу с… «Волшебной флейтой» Моцарта. Впрочем, если иметь в виду разницу эпох, вкусов и социокультурных напряженностей, то, возможно, в этих шедеврах и можно обнаружить перекличку ряда мотивов, главный среди которых – мотив инициации, поиск тени, самоидентичности.

Интуиция не подвела Баренбойма, который бы ведь и сам великолепно справился с этой партитурой, но решил пригласить на роль музыкального руководителя премьеры Зубина Мету, а на роль режиссера – Клауса Гута, которого хлебом не корми, дай поработать с подсознательным. Его постановки, особенно «Дон Жуана» и «Свадьбы Фигаро» Моцарта с Анной Нетребко на Зальцбургском фестивале, помнятся в ярчайших подробностях. В «Дон Жуане» он отправляет зрителя буквально в дремучую чащу сексуального подсознания героев. В «Свадьбе Фигаро» он настолько сильно меняет традиционную мажорную тональность восприятия на минорную, наполняя все без исключения драматургические линии оперы скепсисом, что становится страшновато от осознания, с каким провидцем в лице этого режиссера имеешь дело. 

«Женщина без тени» несколько припугнула, во всяком случае, подавила бесстрашного Гута своими размерами и идеями. Не раз на протяжении спектакля приходилось наблюдать за неровностью и непроговоренностью в работе с материалом, который работал как бы на холостом ходу, лишь за счет умопомрачительной музыки. Демонические крылья за спиной у Кормилицы и ее мужской свиты неожиданно напомнили о мимическом персонаже из «Свадьбы Фигаро» того же Гута – херувиме, который не покладая этих крыльев, решал проблемы героев. Только здесь крылатой оказалась Кормилица – дама отнюдь не с позитивными намерениями. Гут вновь показал, как любит сказки, как не хватает этой сказки в нашей жизни и как мы упорно не хотим замечать ее целебной составляющей.

Более чем четырехчасовое представление он начал с «немого кино» без музыки – с кадра, сильно напомнившего последнюю картину «Травиаты», где у постели умирающей девушки стояли трое. Не осталось сомнений, что через образ главной героини – Императрицы, не отбрасывавшей тени, Гут решил показать тот миг, когда душа умирающей оказывается где-то между жизнью и смертью – в пространстве сна, где и пытается понять цепочку произошедших с ней метаморфоз. В это пространство легко вписываются и антропоморфные газель с женским телом и винторогий козел – с мужским, и сокол в сереньком платьице. Многое Гуту не удалось проговорить, беспечно списывая все на откуп зрительского воображения, а то и вовсе прикрывшись фиговым листком псевдомифологем. Возможно, боясь потонуть в глубинах уже собственного подсознания, Гут ограничился иллюстрированием либретто в центральной части оперы. Дело доходит до попадания Императрицы с Кормилицей в посюстороннюю реальность – в комнату красильщика Барака (Вольфганг Кох) и его жены, которые, так же как и сказочная Императрица, мечтают о детях, только, увы, погрязли в унылом аду бытия. 

Здесь пригодились мотивы зеркальности, которые очаровательно были воплощены оперными дивами Ирен Теорин (Жена Барака) и Камиллой Нюлунд (Императрица). Одним из самых сильных впечатлений стала драматическая игра оперных певиц, от которых требовалась пластичность танцовщиц. А феерическая Кормилица Микаэлы Шустер напомнила разом и актрис немого кино, и острогротесковую кабаретную диву с подкрашенным коком. Три эти величественные вагнеровско-штраусовские дамы демонстрировали величайшее и какое-то безграничное мастерство владения своими могучими голосами. А ведь от них требовалось не закрывать рта на протяжении всей оперы. 

Музыкальная сторона спектакля была, разумеется, самым главным, все перекрывающим впечатлением. В руках Меты оркестр обрел сокрушительную чувственность: случилась настоящая алхимия четырех стихий в их симфоническом эквиваленте. Здесь была и тяжелая, пригвождающая, каменная Земля, открывшая приговором оперу, и безграничное струнное пространство Воздуха, и фантастические челестовые переливы Воды, и медное духовое пламя Огня во всем многообразии их тембровых смешений. Зубин Мета детализировал партитуру, держа в идеальном балансе темпоритм, находя время и место для высвечивания малейших поворотов формы.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1253
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3319
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1883
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2190

Другие новости