![]() |
Гоголь и Любительница Абсента
на презентации журнала "Замыслы". Фото Сергея Петрова |
Выпускники театроведческого факультета ГИТИС создали новый проект о театре, который представляют не просто как журнал – в апреле состоялась презентация уже второго номера – а как художественный способ осмысления театральной действительности. «Театр для нас не только объект исследования, но и повод сочинить свой «спектакль» на страницах нашего журнала» - говорят молодые театроведы и издают на народные средства уже второй уникальный выпуск художественно-научного издания. После назначения в «Центр драматургии и режиссуры» Владимира Панкова редакция была приглашена на Поварскую.
Уникальность издания состоит в структуре журнала, где присутствует, к примеру, рубрика «Театральные комиксы» – «визуальное воплощение юмора, созданное тандемом театроведа и художника, зарисовки «на злобу дня», воскрешающие жанр театральной карикатуры ХХ века»; а также в том, что при тираже около тысячи экземпляров, оформление журнала происходит вручную. То есть читатель получает новый взгляд на театр в виде хэнд-мейд поделки. Первый номер, посвященный вопросу образования сценографов в Лаборатории Дмитрия Крымова (взаимодействию режиссера и художника) имел суперобложку – фрагмент декорации спектакля «Опус №7» - разрисованный картон, который является элементом фирменного стиля режиссера.
Второй – художником Анной Костриковой (и дизайнером Полиной Николаевой), оформившей спектакль Крымова «О-й. Поздняя любовь», превращен в своеобразный гербарий. Среди бумажных текстовых листов можно найти засушенные живые. Этот ход следует из тематики номера, отдающего дань альма-матер, он - о течении времени. В выпуске собраны личные разговоры авторов журнала с театроведами старшего поколения, которые сегодня составляют научный электорат ГИТИСа, учились и преподают здесь: шекспировед Алексей Бартошевич, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, балетный историк и критик Вадим Гаевский, испанист Видас Силюнас, историк театра Андрей Якубовский, специалист по Островскому Нина Шалимова, ушедшая из жизни знаток чешской театральной культуры Лариса Солнцева.
![]() |
Классики на презентации журнала "Замыслы".
Фото Сергея Петрова. |
Театроведы, вышедшие непосредственно из мира театра, связанные с ним в буквальном смысле родственными узами (Алексей Бартошевич - внук Качалова, Борис Любимов в детстве был частым гостем в доме наследников Ермоловой). Они в свою очередь рассказывают об учителях в их жизни – известнейших искусствоведах и литературоведах - Григории Бояджиеве, Александре Аниксте, Павле Маркове, Николае Томашевском, Стефане Мокульском. На страницах журнала встает эпоха – несправедливая и жестокая (когда лучших людей профессионально калечила «кампания по борьбе с космополитизмом»), но в то же время золотая - наполненная упоением театральным искусством, сбережением его истории для будущего, тогда еще туманного, трепетной передачей знания о нем из рук в руки - от великих к современникам.
Презентация новых «Замыслов» прошла в жанре капустника, театрализованного утренника в Рямянцевском зале Дома Пашкова (соорганизатор проекта). В атмосфере старинного читального зала библиотеки актеры Мастерской Дмитрия Крымова представили героев номера, которые не уступили актерам и исполнили свои монологи (Алексей Бартошевич прочел отрывок из трагедии «Юлий Цезарь», Видас Силюнас – Кальдерона). Свиту выдуманного персонажа, духа «Замыслов», Любительницы Абсента (Мария Смольникова) образовали классики, стряхнувшие с себя пыль времен – Пушкин (Сергей Мелконян) и Гоголь (Алина Ходжеванова). К ним присоединился с постамента перед библиотекой Достоевский (Константин Муханов).
Первых двух персонажей поклонники нового жанра - байопика крымовской Лаборатории уже знают по фантазийным спектаклям «Своими словами. А. Пушкин «Евгений Онегин»» и «Своими словами. Н. Гоголь. «Мертвые души». (История одного подарка)». А так как библиотека все-таки имени Ленина до сих пор, то и вождя пригласить не забыли. Его в красных носках исполнил Евгений Старцев. И тут, думается, никакой случайности – в следующей серии Крымов обещал инсценировать «Капитал» Маркса, в смысле пересказать своими словами.