Иллюстрация предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи
На брифинге команда Третьяковской галереи представила "новый фирменный стиль" музея. Предыдущий ребрендинг здесь готовили к 150-летию музея, которое отмечали в 2006-м. Теперь ГТГ, полагают в галерее, станет ассоциироваться с буквой "Т".
Предполагается, что в "тулово" этой самой буквы можно вписать произведения, букву можно масштабировать, и для главного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке она будет красной, для здания на Крымском Валу - синей и зеленой для других входящих в ГТГ музеев - музеев Виктора и Аполлинария Васнецовых, музея Анны Голубкиной и находящихся на реконструкции музея Павла Корина и "Дома Третьяковых" (музея братьев Третьяковых). Наконец, здание ГТГ на Крымском Валу, относительно которого в музее давно жалуются, что публика часто его путает то с исторической Третьяковкой, то с ЦДХ и вообще меньше туда ходит на постоянную экспозицию искусства XX века, - решено назвать "Новой Третьяковкой".
Честно говоря, несмотря на треугольные засечки по горизонтальной стороне у этой "Т" и на попытку играть со шрифтами - для пространства в Лаврушинском станут использовать William и Gerbera для экспозиции XX века на Крымском Валу - первые ассоциации со столь лаконичным решением возникли транспортные. "М" - метро, "Т" - троллейбус. Однако при такой степени рационализма и лаконизма - это современные мировые тенденции, как подчеркивают в музее - "для универсального использования выбран золотой". По мнению разработчиков логотипа, символ классичности и ценностей.
Несколько лет назад среди московских музеев в моде была ориентация на нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA), и в московских аббревиатурах появились МАММ у Мультимедиа Арт Музея и ММОМА вместо ММСИ у Московского музея современного искусства. Третьяковка и вовсе обошлась одной литерой. Что касается названия "Новая Третьяковка", в целом оно следует принципу именования лондонской галереи Tate Modern ("отделенной" таким образом от Tate Britain) или мюнхенских Старой, Новой Пинакотеки и Пинакотеки современности.
Руководитель службы маркетинга и коммуникаций ГТГ Лара Бобкова сообщила, что смысл ребрендинга не в том, чтобы "удивить аудиторию", а чтобы "создать четкий язык общения с посетителями на самых разных носителях" (гаджетах). В свою очередь директор музея Зельфира Трегулова сказала, что "От изысканной кучерявости конца 1990-х весь мир (в музейном ребрендинге - "НГ") переходит к рациональному стилю". И напомнила, что, например, музей Metropolitan в Нью-Йорке сделал логотипом просто "The Met" на красном фоне.
Из новостей, скажем так, более практического свойства - работа музея над запуском нового сайта, иначе выглядящего и структурированного. Но главное, обещают, что будет усовершенствована электронная продажа билетов. Что именно это значит, не уточнили, однако хочется верить, что, скажем, во время старта продажи электронных билетов на проекты-"хиты" система на будет напрочь "зависать". Выкладывать в сеть изображения высокого разрешения с произведениями из своего собрания, предусматривающие в том числе возможность коммерческого использования, как сделали уже некоторые мировые музеи (например, Национальная галерея искусства в Вашингтоне), - галерея пока не собирается.
Бета-версия нового сайта Третьяковки доступна по адресу new.tretyakovgallery.ru, где предусмотрена обратная связь - и посетители могут задать вопросы и оставить замечания. Взамен прежней эмблемы - надписи "Государственная Третьяковская галерея" и знаменитого, ставшего символом музея Васнецовского фасада, на новом сайте теперь имеется просто "Т" (литеру в музее "расшифровывают" как "Традиция" и "Трансформация"). Можно, в конце концов, усилием воли запомнить, что речь идет не о троллейбусе, но Васнецовский фасад здесь исчез не только с логотипа. Нет и его фотографии на заставке, отчего главная страница нового сайта выглядит, может, и унифицированной, и рационализированной, но какой-то оптимизированной, безликой.